Трансформация Арктической зоны РФ в XXI в., отраженная в современном российском кинематографе

Авторы:
Аннотация:

Возрождение арктической проблематики и само столь активное возвращение российской политики в арктический регион, не могло не найти отражения в культурной жизни российского общества, в его искусстве, и прежде всего в самой зрелищной его части - кинематографе. За последние 10 лет в отечественный кинопрокат вышло с десяток российский лент, в которых, словно как в зеркале показана жизнь арктической и субарктической зоны РФ, а также территорий и местностей, приравненных к районам крайнего севера. В настоящей статье, авторам хотелось бы отразить наиболее яркие и выдающиеся работы отечественных режиссёров, связанные с темой Арктики и крайнего севера, дать им свои субъективные тематические комментарии, а также вместе с авторами кинолент, только уже словами, отразить реальное положение дел в регионе Арктической зоны РФ.
В статье отражены такие знаковые и известные работы современного российского кинематографа, как «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Как я провёл этим летом» Алексея Попогребского, «Сибирь. Монамур» Славы Росса, «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Остров» Павла Лунгина. Картины повествуют в образе аллегорической художественной драмы о тех катастрофических провалах, которые были допущены в регионе Заполярья за последние 30 лет российской политической мыслью. «Красной нитью» в ней затрагивается главная проблема современного российского социума – институционализация коррупции. Истории повествуют об амбивалентности бытия загадочной русской души на фоне деградации российских северных
деревень, сел и поселков, о сложности человеческих взаимоотношений и о морально-нравственном кризисе, обнищании современного российского общества, а также о проблемах обезлюдивания территорий.