Международные рейтинги технических университетов России и Китая 2025 года в контексте модернизации высшей школы

Евразийская интеграция
Авторы:
Аннотация:

Введение. Международные рейтинги университетов играют ключевую роль в развитии образовательных учреждений, предоставляя объективные данные о качестве их работы, и служат инструментом для стратегического планирования. Особый интерес в последнее время представляют технологические и образовательные коллаборации, создаваемые ассоциациями российских и китайских технических университетов. В связи с этим, определение динамики статуса вузов из Ассоциации технических университетов России и Китая в международных рейтингах определяет цель исследования и его новизну.
Материалы и методы. В качестве источников информации использованы как данные международных университетских рейтингов QS (Quacquarelli Symonds), THE (Times Higher Education) и рейтинг ARWU (Shanghai Ranking); официальные источники, проекты и программы, постановления правительственных органов России и Китая, так и сведения из новостных лент российских и китайских университетов. Методологическую основу исследования составили институциональный анализ, который охватывает множество аспектов, включая оценку эффективности университетов, влияние государственной политики на образовательные учреждения, взаимодействие университетов с экономикой регионов.
Результаты. На основании сравнительного анализа трех основных международных рейтингов выявлена динамика позиционирования ведущих технических университетов России и Китая. Предложены объяснения причин отрицательной динамики рейтингов для российских университетов и позиций технических университетов. Проанализированы проблемы, тенденции и меры для повышения показателей рейтингов и предложена оценка влияния рейтингов на образовательную политику обеих стран.
Обсуждение и Заключение. Перспективы университетов в будущем зависят от способности адаптироваться к меняющимся условиям и вызовам. Несмотря на текущие трудности, есть возможности для роста и улучшения, при условии, что вузы смогут эффективно использовать имеющиеся ресурсы и внедрять инновации в образовательный процесс. Результаты исследования могут быть полезны для комплексного исследования проблем регионоведения, педагогики высшей школы, социологических исследований и практики международных отношений.