Личность и история в романах о переломных эпохах (Ж. Санд, И. Тургенев, Р.Н. Гюнтекин)

Страны, народы и культуры
Авторы:
Аннотация:

В статье предлагается интерпретация символических романтических текстов французских, русских и турецких авторов в социокультурном и историко-политическом контексте. Тексты романов «Консуэло», «Накануне», «Королек-птичка певчая» рассматриваются автором как литературные маркеры исторических кризисов, переходов и катаклизмов. В центре внимания исследования находятся проблемы взаимоотношений личности и истории в критические моменты, психология героини, ее эмоции и чувства. В статье рассмотрены три вершинных романа об исторических сдвигах, переломных эпохах, общественных кризисах и их влиянии на психологию и внутренний мир героев. Проблема исключительной личности в романтической интерпретации Жорж Санд заслуживает особого внимания в плане синтеза традиций, использования образов и мотивов просветительской литературы. Акцентировано внимание на романтической поэтике, системе оппозиций, понятии идеала, противопоставлении исключительной личности и толпы. Вместе с тем отмечена особая жизненность образа Консуэло, ее связь с естественными истоками бытия. Прослежена связь творчества Жорж Санд с традициями Руссо, Дидро, Вольтера. Развитие идей эмансипации, свободолюбивых порывов в романе И. Тургенева «Накануне» обусловливает поиск типологических параллелей. Отмечается философская насыщенность сюжета, синтез социального, злободневного и метафизического начал. В образе Елены выделены умозрительность, идеальность, чрезмерный схематизм, идеологичность. Важной составляющей жанровой структуры романа является трагедийность, меняющая направление сюжета, приоритеты героини, обусловливающая ее самопожертвование. В начале ХХ века сходное художественное решение идеологического конфликта было предложено турецким писателем Решатом Нури Гюнтекином в романе «Королёк-птичка певчая». Акцентируется внимание также на эмансипации героини, находящейся в оппозиции по отношению к консервативному мусульманскому обществу, строго следующему религиозным канонам и жизненной традиции. Судьба героини анализируется в тесной связи с историческим контекстом, жизненными трагедиями и кризисами. Сопоставление трех романов позволяет обнаружить в них сравнительно-типологические параллели, архетипические образы и модели, социокультурный контекст.