Метод айтрекинга в исследовании распознавания исторических личностей различными возрастными группами

Страны, народы и культуры
Авторы:
Аннотация:

Качественно новая информация в результате исследования методом айтрекинга является более достоверной и детализированной в отличие от опросных методов или метода наблюдения. Айтрекинг как инновационный метод исследования применяется не только в маркетинговых и коммуникационных исследованиях, но и в образовании, истории, психологии и политике. Распознавание лиц имеет решающее значение для повседневной жизни. В статье представлены результаты исследования особенностей распознавания исторических личностей респондентами разных возрастных групп. В качестве стимулов были подобраны портреты российских и европейских императоров. Результаты исследования были дополнены блиц опросом. В качестве основных данных использовались карты движения взгляда респондента, продолжительность каждой фиксации, общее время фиксаций взгляда на изображении, количество фиксаций на отдельных элементах изображения. Гипотеза исследования об объективных различиях в количестве и длительности фиксаций, числе возвратов при восприятии изображений знакомых исторических персон для респондентов из разных возрастных групп подтвердилась. При изучении изображений знакомых исторических персоналий респонденты совершали менее длительные фиксации и более быстрые переходы с одного участка изображения на другое. Петр I стал самой узнаваемой исторической личностью как среди старших, так и среди младших респондентов.
С помощью данных айтрекинга были выявлены паттерны восприятия знакомых и незнакомых исторических личностей. Основными областями интереса респондентов старшей возрастной группы были внутренние черты лица, в то время как респонденты младшей возрастной группы изучали и внутренние, и внешние черты лица исторической личности.