Распространение турецкого языка в России: современное состояние

Eurasion Integration
Authors:
Abstract:

Введение. Укрепление глобальных связей и межкультурное взаимодействие ведут к росту распространения иностранных языков в России. В данном контексте особый интерес представляет турецкий язык как фактор культурного, экономического и образовательного взаимодействия между Россией и Турцией. Актуальность избранной темы обусловлена возрастающей ролью Турции в международных отношениях, интенсификацией туристического и торгово-экономического обмена, а также растущим интересом россиян к турецкой культуре, образовательным программам и возможностям профессиональной миграции. Центральной исследовательской задачей является проведение комплексного анализа факторов, механизмов и специфики распространения турецкого языка в Российской Федерации на современном этапе в контексте динамики двусторонних отношений.
Материалы и методы. Материалы исследования включают в себя нормативно-образовательные документы (программы вузов и языковых школ РФ), отчётность русско-турецких культурных центров, лингводидактические ресурсы (учебники, словари), данные рынка репетиторских услуг, медиаконтент (СМИ, соцсети), данные Росстата по образовательной и трудовой миграции. Методологической основой является системный подход с применением контент-анализа текстовых источников, сравнительно-сопоставительного анализа институциональных практик, количественной обработки статистических данных, критической интерпретации результатов в контексте российско-турецких отношений.
Результаты. Исследование показало, что в последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к турецкому языку как средству профессионального и культурного взаимодействия. При этом характер его распространения носит неравномерный характер: активное изучение турецкого языка наблюдается в южных регионах России, в крупных мегаполисах, а также в тех субъектах, где развиты контакты с турецкими деловыми кругами. Значительную роль в популяризации языка играют турецкие культурные центры, турецкая медиапродукция, а также университеты и языковые курсы. Можно говорить о наличии устойчивого интереса к турецкому языку в контексте развития межкультурного диалога, академической мобильности и регионального сотрудничества.
Заключение. Полученные выводы могут быть использованы при разработке образовательных программ, направленных на расширение лингвистического выбора, а также при выработке государственной и региональной политики в сфере гуманитарного сотрудничества. Они также способствуют более глубокому пониманию роли языка как инструмента «мягкой силы» в современном мире.