Technical Universities’ Profile Associations of Russia and China in the Context of Engineering Personnel Training System

International relations
Authors:
Abstract:

The priority areas of scientific and educational cooperation between Russia and China indicate an increasing focus of both states on interaction in the field of science and technology at the present stage. The scientific and technological development of both countries creates a demand for reforms in higher education systems, qualitative changes in the training of engineering personnel, the establishment of new associations, and their relationships within the framework of overall cooperation, including through intergovernmental partnerships. The relevance of the chosen topic is determined by the priority directions of higher education reforms in engineering training and the insufficient study of the role of university collaboration in this process. The efforts of both countries aimed at achieving technological sovereignty, the growth of joint projects, and cooperation programs between Russian and Chinese universities are analyzed using various sources, including government documents, scientific publications, and analytical reports of established associations. The study employs historiographic analysis, the problem-chronological method, content analysis, classification, systematization, and interpretation methods. Based on the examination of the identified issues, the main areas of university partnerships within specialized associations are presented, the effectiveness of modern programs is assessed, and the key results of the activities of specialized associations aimed at training qualified personnel in the field of engineering education are formulated.

Funding:

Введение

Современные политические и экономические вызовы, эпоха четвертой промышленной революции и технологическое противостояние стран требуют преобразований в национальных системах образования, приоритетным из которых является подготовка инженерных кадров. Правительственные документы [1; 2], в которых определены основные области научного и образовательного сотрудничества, свидетельствуют о внимании государства к российско-китайскому взаимодействию в области науки и технологий на современном этапе. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – РФ), Министерство образования Китайской Народной Республики (далее – КНР) центральными направлениями своей деятельности считают научно-технологическое развитие страны, которое связывают с реформами в образовательной и научной сферах. Соответственно в китайском общественном пространстве востребована инициатива «Новое инженерное образование» (新工科), объявленная в 2017 г. и призванная «ускорить реформу и инновации инженерного образования» [3; 4].

Задачи по достижению технологического суверенитета Россией связаны с назревшей реформой образования, вектор которой направлен в сферу инженерных наук как основы социально-экономического развития государства. В 2022 г. российское правительство поддержало инициативу Министерства науки и высшего образования РФ по созданию федерального проекта «Передовые инженерные школы», направленного «на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики» [5].

Инициативы правительств Китая и России в области инженерного образования: «Новое инженерное образование» и «Передовые инженерные школы» вызвали неподдельный интерес. Научной общественностью
в обеих странах обсуждаются механизмы и результаты их реализации
[6; 7; 8; 9].

Степень изученности проблемы

Изучение вопросов подготовки инженерных кадров является предметом активного обсуждения. Ученые, характеризуя систему подготовки технологических кадров в России, показывают «актуальность введения в систему подготовки инженерных кадров независимой оценки квалификации» [10, c. 12], подчеркивают «необходимость гуманизации высшего образования и сложность воспитания системного мышления» [11, c. 817]. В своих работах исследователи указывают на проблемы подготовки кадров для достижения технологического суверенитета и на «возможный вариант ускоренного решения стратегически сложной задачи» [12, с. 525].

В части российских публикаций о состоянии и развитии научно-технической сферы двух стран отмечается успешность работы научно-исследовательских институтов академий наук, создание Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая (далее АНТРСК), отмечается ее правовой статус, цели, задачи и формы деятельности [13, с. 146]. В данном исследовании авторы акцентируют внимание на вузовскиеколлаборации, которые являются «признанным инструментом» [13, с. 146] в научно-техническом партнерстве для достижения технологического суверенитета и в образовательном сотрудничествепри подготовке инженерных кадров.

В более узком варианте, формы взаимодействия технических университетов России и Китая рассмотрены в серии научных публикаций и в отчетной документации саммитов Ассоциации технических университетов России и Китая (далее АТУРК), Ассоциации вузов «Волга – Янцзы» (далее АВВЯ), совместных и сетевых университетов. Российскими исследователями проанализирована деятельность сетевых университетов ШОС (далее СУ ШОС) и БРИКС (далее СУ БРИКС), в составе которых есть и технические вузы. В учебных заведениях определены модели совместных образовательных учреждений (далее СОУ) и совместные образовательные программы (далее СОП) [14]. Особое внимание исследователей вызывает форма совместных университетов и институтов, например, Университет МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, 2016 г.), созданный при поддержке МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического института (далее ППИ) [15]. Представлена история открытия Совместного инженерного института (г. Сюйчжоу, 2016 г.), созданного Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (далее – СПбПУ) и Цзянсуским педагогическим университетом (далее ЦПУ), выделены особенности его функционирования и условия для реализации СОП [16]. Следует отметить, что инициаторы создания совместного Университета МГУ-ППИ – ППИ и Совместного инженерного института СПбПУ-ЦПУ – СПбПУ, входят в структуру АТУРК.

Деятельность профильных техническихвузовских ассоциаций освещена в нескольких научных публикациях, но основная информация изложена на официальных сайтах профильных министерств России и Китая, а также на сайтах университетов-участников ассоциаций. В работах российских ученых представлена специфика деятельности АТУРК как элемента международной инновационной инфраструктуры [17; 18], отмечается расширение академической мобильности студентов и преподавателей вузов, особенности реализации совместных научных проектов, расширение их тематики [19; 20, с. 165]. Отечественными учеными рассматривается организационно-правовая форма Ассоциации, результаты, проблемы и перспективы ее развития [21; 22], анализируются достижения Ассоциации в рамках инновационной космической платформы [23].

При анализе векторов экономического сотрудничества в Приволжском федеральном округеРФ и районах верхнего, среднего течения реки Янцзы КНР, российскими исследователями подчеркнута важность образовательного сотрудничества высших школ этих регионов и создания Ассоциации вузов «Волга – Янцзы» (далее АВВЯ) [24]. В публикациях представлена краткая история создания и развитие модели образовательного сотрудничества [25], указывается на «возможность студентам участвовать в совместных образовательных программах и научных исследованиях» в рамках созданной Ассоциации [26, с. 378].

Китайская научная общественность, характеризуя сотрудничество междууниверситетами, подчеркивает, что АВВЯ основана на принципах «взаимного уважения, равенства и взаимовыгодного сотрудничества» [27 с. 105]. Исследователи указывают, что связи между университетами постепенно углубляются и это позволяет использовать и интегрировать ресурсы высших школ в области образовательных технологий, академических инноваций и культурных обменов [28, с. 85]. В то же время китайские ученые, резюмируя, указывают на недостаточное количество теоретических исследований, анализа механизмов работы и практических результатов деятельности университетских ассоциаций [29, с. 91].

Отсутствие аналитических публикаций демонстрирует слабую изученность обсуждаемой проблемы и определяет актуальностьданной статьи. Таким образом, в фокусе предлагаемого исследования – специфика современного сотрудничества российских и китайских технических университетов; возникновение, развитие и эффективность научно-образовательных объединений. «В современных условиях ни одна национальная научно-технологическая и образовательная система не может существовать изолированно и самостоятельно развиваться» [18, с. 97]. Поэтому в данной работе акцент сделан на современном этапе развития коллабораций технических вузов России и Китая, деятельность которых является важной составляющей глобальных образовательных инициатив, что и обусловливает новизну исследования.

Необходимо отметить, чтонесколько технических российских и китайских университетов одновременно интегрированы в работу соответствующих международных российско-китайских вузовских объединений, а также в СУ БРИКС и СУ ШОС. Это позволяет координировать совместные усилия вузов не только на межрегиональном, но и на международном уровнях.

Материалами исследования послужили: документы министерства науки и высшего образования РФ и министерства образования КНР, министерства науки и технологий КНР информация, размещенная на сайтах российских и китайских технических вузов; аналитические отчеты и научные публикации. В предложенном исследовании используются: историографический анализ, проблемно-хронологический метод, контент-анализ, общенаучные методы классификации, систематизации и интерпретации.

Результаты и обсуждение

Профильные ассоциации: основные итоги развития

Рассматриваемые ассоциации АТУРК и АВВЯ являются международными неправительственными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с международным правом, законодательством России и Китая на основе принципов добровольности, равноправия и законности. Содержание и функционирование вузовских альянсов позволяют решать государственные задачи в научно-технологических и образовательных областях. Одной из первых ассоциаций в сфере подготовки инженерных кадров считается «Ассоциация технических университетов России и Китая» (АТУРК) AssociationofSino-RussianTechnicalUniversities (“ASRTU”), 中俄工科大学联盟 (“阿斯图”)[1]. Ассоциация создана на основе многолетнего сотрудничества ведущих технических университетов России и Китая по инициативе Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и Харбинского политехнического университета (ХПУ). В момент создания АТУРК, в 2011 г., «в состав ассоциации вошли 15 университетов России и Китая» [18, с. 99]. На современном этапе в 2024 г. АТУРК объединяет 40 российских и 36 китайских университетов, что в сумме составляет 76 учебных заведений [30].

Характеризуя деятельность АТУРК, можно отметить, что за период сотрудничества технических вузов прошло 5 саммитов участников ассоциации. На первой в 2011 г. учредительной конференции в г. Шэньчжэнь принят Устав Ассоциации и подписана Декларация о ее создании [18, с. 99]. В 2013 г. в г. Циндао в ходе заседания членов АТУРК и первого российско-китайского научно-технического инновационного Форума «Синей силиконовой долины» состоялся второй саммит ASRTU 29. В рамках мероприятия подписана «Декларация Циньдао» и определена дислокация штаб-квартиры АТУРК на базе научно-технического парка ХПУ в г. Цзимо [31].

В 2016 г. в рамках торжественных мероприятий, посвященных пятилетию АТУРК, в г. Циндао состоялся третий саммит АТУРК и Аошаньский евразийский научно-технический форум – 2016. Их участниками принята декларация, в которой говорится о продвижении гуманитарного сотрудничества и научно-технических инновациях[2].

На четвертом саммите в 2018 г. в г. Екатеринбурге отмечены итоги работы Ассоциации за 7 лет, в качестве наиболее перспективных выделены робототехника, проектирование малых космических спутников, изучение новых композиционных материалов, инновационная энергетика, мобильные приложения и компьютерные игры, защита окружающей среды, материаловедение и технологии[3]. В 2022 г. состоялся пятый саммит Ассоциации, который прошел в формате видеоконференции из Сианьского университета Цзяотун[4]. В его рамках проведен китайско-российский симпозиум «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность иразвитие», цель которого «способствовать развитию научно-образовательного сотрудничества в области экологии, охраны окружающей среды и углеродной нейтральности»[5].

Анализ материала показывает, что саммиты, симпозиумы или научные конференции АТУРК ежегодно проходят на площадках ведущих технических вузов России и Китая. Мероприятия каждый раз посвящены важным темам: цифровая инфраструктура и искусственный интеллект в инженерном образовании, создание робототехники и проектирование малых космических спутников, проблемы окружающей среды, достижения углеродной нейтральности и разработка возобновляемых источников энергии, создание новых материалов и технологий их производства, и другие вопросы, необходимые для развития инженерной отрасли, технологического суверенитета и национальных интересов двух стран, реформ в образовании и подготовке высококвалифицированных кадров.

В формате российско-китайского межрегионального сотрудничества важным вузовским объединением стала «Ассоциация вузов Волга-Янцзы» (АВВЯ) «长江—伏尔加河» 高校联盟. Инициаторы ее создания с российской стороны выступи «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», с китайской стороны – Сычуаньский университет. В состав Ассоциации к настоящему времени вошли 50 российских и 35 китайских вузов[6].

За период ее существования проведено 7 форумов. В 2017 г. на первом учредительном форуме в г. Чэнду принято решение о создании АВВЯ, как платформы для сотрудничества в области образования, науки, технологий бассейнов рек Волга и Янцзы. Второй форум состоялся в 2019 г. в г. Чебоксары, где отмечена успешная работа АВВЯ, «обсуждены вопросы дальнейшего развития программ преподавательских и студенческих обменов, публикации научных и научно-методических трудов, совместные образовательные программы»[7]. Третий форум АВВЯ состоялся в онлайн формате 2020 г. В процессеего работы отмечена консолидация усилий «по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов; расширение студенческих и преподавательских обменов, проведение совместных научных исследований»[8]. Четвертый форум в 2021 г. также прошел в онлайн формате и «был посвящён актуальным вопросам академического и научно-технического взаимодействия российских и китайских вузов»[9].

Основной целью пятого, юбилейного форума АВВЯ, проведенного в дистанционном формате, в 2022 г. стал обмен передовым опытом и знаниями в образовательной, научно-технической и гуманитарной сферах. Деятельность АВВЯ «способствует росту потенциала межрегионального сотрудничества «Волга-Янцзы»[10]. В рамках шестого форума в 2023 г. в г. Наньчан его участники обменялись мнениями по следующим направлениям: «горизонты совместных научно-технических исследований китайских и российских вузов», «векторы развития образовательного сотрудничества китайских и российских вузов» и «модели гуманитарного партнерства китайских и российских вузов»[11]. На седьмом форуме, также организованном в 2024 г. в дистанционном формате, участники обсудили «углубление сотрудничества в образовательной сфере, расширение научных и технологической контактов, интенсификацию обменов в гуманитарной сфере»[12].

Приоритетные направления сотрудничества университетов

Сферы сотрудничества вузов-участников технической и региональной ассоциаций можно рассматривать через призму приоритетных направлений, указанных в Дорожной карте российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на 2020–2025 годы [2]:

1. Сфера цифровой индустрии и искусственного интеллекта. Особое место в процессе развития цифровой инфраструктуры в рамках АТУРК занимает инициатива «Долина интеллекта АТУРК», запуск которой согласован в 2019 г. Проектнаправлен на поддержку научной и инновационной активности молодёжи, развитие передовых технологий и их внедрение в странах, участвующих в инициативе «Пояс и путь» и реализуется Ассоциацией совместно с компанией Huawei. Результатом стало создание исследовательских центров: Центра искусственного интеллекта (с участием ХПУ, МГТУ им. Баумана и Московского физико-технического института (МФТИ), Центра кибербезопасности (ХПУ, МИСиС и AntiyLabs) и Центра по новым материалам (ХПУ, МГТУ им. Баумана и Казанский технический университет (далее КТУ). Данные площадки объединяют ведущие вузы и инновационные компании двух стран для реализации научно-технического потенциала[13].

2. Сфера инженерии и технологий. Характеризуя данную сферу, следует отметить Собрание АТУРК в Дальневосточном федеральном университете (далее ДВФУ), посвященное развитию образовательной робототехники (Владивосток, Россия, 22–26 мая 2019 г.)[14]. Позже в Пекинском политехническом институте состоялась встреча проректоров МГТУ им. Н.Э. Баумана и ППИ (26–28 сентября 2023 г.) с руководителями научно-исследовательских институтов, научных центров илабораторий. Стороны обсудили перспективы научно-технического сотрудничеств и «представили специализированные научно-исследовательские лаборатории водородного двигателестроения, управления электромобильными транспортными системами, микроскопии, литографии илазерной обработки»[15].

3. Сфера экологии, охраны окружающей среды и новых источников энергии. Проведены форум АТУРК по зеленой инженерии в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИрНИТУ) (Иркутск, Россия, 16–17 сентября 2019 г.)[16]; симпозиум АТУРК «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» (онлайн конференция, Сиань, Китай 1–2 июня 2022 г.)[17]; I Китайско-Российский симпозиум по снижению выбросов и повышению экологичности энергетической промышленности (Москва, Россия, 22–23 января 2024 г.)[18].

4. Сфера инновационного предпринимательства. АТУРК также занимается проектами, направленными на мониторинг и анализ состояния инновационного предпринимательства в университетах обеих стран, что позволяет выявлять проблемы и перспективы развития в этой области. Ассоциацией организованы конференция «Инновационная энергетика» (Пермь, Россия, 29 июня – 2 июля 2015 г.)[19] и форум, посвященный инновационному предпринимательству в сфере высоких технологий (Гуанчжоу, Китай, 6–11 ноября 2019 г.)[20].

5. Космическая сфера сотрудничества вузов, участников АТУРК, характеризуется достижениями в области создания совместных студенческих спутников. В 2018 г. принято решение создать и «запустить совместный студенческий спутник АТУРК» [23, с. 158]. Среди мероприятий, проведенных в рамках Годов российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества (2020–2021 гг.), следует выделить успешно реализованные «аэрокосмические научно-технические и инновационные форумы АТУРК» [32].

6. В рамках реализации мероприятий в сфере изучения Арктики сотрудничества вузов Ассоциация является одним из организаторов «Арктической школы АТУРК», которая проводится, начиная с 2021 г. в форме летней и зимней школ. Например, в ходе «Арктической школы АТУРК-2023» рассмотрены: «разработка энергетических ресурсов в Артике, строительство в условиях холодного климата, а также вопросы окружающей среды арктического региона»[21].

Анализируя деятельность ассоциаций технических вузов, можно выделить следующие результаты успешных партнерских отношений, направленных на развитие международного сотрудничества и подготовку квалифицированных инженерных кадров:

1. Сотрудничество вузов, членов АТУРК, в рамках совместных и сетевых университетов/образовательных центров в последние годы получило новые формы. Например, руководством СПбПУ и Университета МГУ-ППИ обозначены основные направления межвузовского взаимодействия, «включая разработку совместных образовательных программ, академическую мобильность для студентов ипреподавателей, организацию совместных зимних илетних школ, совместные исследования и публикации по направлениям материаловедение, химия, компьютерные науки, искусственный интеллект»[22] и другие вопросы.

2. Сотрудничество технических вузов развивается в рамках новых научных и образовательных объединений. В 2023 г. был основан «Зеленый» союз АТУРК, направленный на развитие устойчивых технологий и экологически чистых решений, который консолидирует университеты, стремящиеся к реализации проектов, связанных с «зеленой» инженерией и устойчивым развитием. Приоритетами выделены экологические проекты в нефтегазовой, атомной промышленности, электроэнергетике и угольной промышленности. Кроме того, регулярно обсуждаются экономические и правовые аспекты обеспечения экологической повестки. «Зеленый союз» АТУРК включает 20 университетов (по 10 с каждой стороны) и направлен на совместное обучение специалистов в области «зеленого» развития. Среди учредителей «Зеленого союза» – СПбПУ и другие ведущие университеты России и Китая[23].

3. Деятельность университетов, участников АТУРК, в рамках реализации совместных образовательных программ позволяет студентам получать дипломы как российского, так и китайского учебного заведения. В программах двойных дипломов принимают участие МГТУ им. Н.Э. Баумана и ХПУ, Московский авиационный институт (далее МАИ) и Пекинский авиационно-космический университет, Уральский федеральный университет (далее УрФУ) и ХПУ. В Совместном инженерном институте СПбПУ-ЦПУ «на начальном этапе по программе бакалавриата представлены 4 специальности технических наук, а по программе магистратуры – 2 специальности» по направлениям подготовки в области электронных и информационных технологий, компьютерных наук и техники, дизайна, оптики, механического проектирования, производства и автоматизация [14, с. 116–117; 16, с. 140].

Работа вузов, членов АВВЯ, также направлена на разработку и успешную адаптацию совместных образовательных программ, в том числе «по нефтегазовым технологиям и геологии, искусству концертного исполнительства и вокального искусства, изучению русского и китайского языков»[24]. Это способствует углублению академических связей и подготовке квалифицированных кадров с международным опытом.

4. Особый интерес вызывают результаты успешного научного сотрудничества вузов-партнеров в рамках ассоциаций. В 2024 г. успешно прошел испытания первый российско-китайский спутник «Дружба АТУРК» [33]. Анализируя деятельность АВВЯ, следует отметить вручение на пятом форуме награды «Выдающееся научно-исследовательское партнерство», которая «присуждена совместному проекту ученых Оренбургского государственного университета и Аньхойского университета»[25].

5. Развитие форм академической мобильности студентов и преподавателей демонстрирует рост статистических показателей обменных программ. С 2011 г. более 3000 китайских студентов прошли обучение в российских университетах, а 1301 студент из России обучался в Китае. Это свидетельствует о растущем интересе к обмену знаниями, создает возможности для получения международного опыта и расширения профессиональных горизонтов обеих стран [34]. В отчетах Минобрнауки РФ отмечается рост интереса именно к инженерным и техническим специальностям. Большинство граждан КНР выбирают не только традиционные гуманитарные направления, но и «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки», «Космические аппараты и ракеты-носители», «Инженерная экология техносферы». Особенно следует отметить интерес китайских студентов к специальностям инфокоммуникационные технологии и системы связи, машиностроение, электроника и промышленный дизайн, возобновляемые источники энергии, предлагаемые СПбПУ[26].

6. Техническими вузами, членами ассоциаций, проводятся летние, зимние и онлайн-школы как формы подготовки инженерных кадров на регулярной основе. В 2020 г. проведена международная онлайн школа «Экологически чистая энергия и устойчивое развитие». «Ведущие преподаватели российских и китайских университетов проводили лекции на английском языке по двум направлениям: «Энергетика» и «Архитектура»[27]. Центры подготовки студентов инженерных кадров «арктического направления» организуются как в Китае, так и в России. Например, инициатором летней школы АТУРК «Вызов Арктике – 2019» является ХПИ[28], «Арктической школы АТУРК», – Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) имени М.В. Ломоносова.

7. Вузами, членамиАТУРК, организовано более 70 мероприятий, включая конференции и симпозиумы, выставки и форумы, которые охватили различные научно-технические и гуманитарные направления. Эти мероприятия привлекли более 80 тысяч участников, что подчеркивает активное вовлечение студентов и преподавателей в научные исследования и обмен опытом[29].

8. Ассоциации активно развивают совместные студенческие проекты: спутник «Дружба АТУРК», проекты в рамках зеленой инженерии, развитие современных технологий и методов в области экологии и устойчивого развития и другие инновационные инициативы[30]. Важным элементом работы является подписаниестратегических соглашений, которые позволяют университетам совместно разрабатывать и реализовывать научные проекты. Это включает в себя как исследовательские инициативы, так и образовательные программы для студентов, что не только улучшает технические компетенции студентов, но и способствует развитию новых технологий.

Заключение

Сотрудничество между Россией и Китаем в области науки и технологий значительно усилилось в последние годы, что обусловлено как стратегическими интересами обеих стран, так и реформамив сфере образования. Основные результаты этого сотрудничества можно выделить в нескольких ключевых областях. Углубление научно-технического взаимодействия не ограничивается академическими исследованиями; динамика роста числа совместных программ обучения и академического обмена студентов и ученых свидетельствует о том, что особое внимание уделяется совместным проектам в области разработки новых материалов, энергетики и информационных технологий.

Создание и развитие стратегическихальянсов области инженерного образования находит отражение в развитии совместных инициатив, направленных на создание новых технологий, инновационных решений в практике высшей школы. Указанное реализуется через новые образовательные программы, работу сети новых лабораторий и исследовательских центров, кратковременные стажировки: летние, зимние и онлайн-школы при ведущих технических университетах России и Китая. Особо следует отметить успешное взаимодействие в области высоких технологий: искусственный интеллект, технологии космоса и биотехнологии.

К специфике реализации совместных проектов в рамках профессиональных ассоциаций АТУРК и АВВЯ можно отнести: функционирование на регулярной основе, увеличение состава ассоциаций, расширение сфер межвузовского взаимодействия, акцент на усиление совместных студенческих проектов и сферу подготовки квалифицированных инженерных кадров.

Таким образом, сотрудничество ассоциаций технических вузов России и Китая демонстрирует значительные успехи и перспективы, что способствует не только развитию науки и технологий, подготовке высококвалифицированных кадров в инженерной сфере, но и достижению технологического суверенитета, а также укреплению стратегического партнерства между двумя странами.

 
  1.  АТУРК // Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС: [сайт]. URL: https://misis.ru/university/struktura-universiteta/association/aturk/ (дата обращения: 28.01.2025); Декларация о создании Ассоциации технических университетов России и Китая // Университет ИТМО: [Сайт]. URL: https://itmo.ru/file/stat/89/declaration.pdf (дата обращения: 21.12.2024).
  1.  СПбПУ на Третьем саммите АТУРК // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого: [сайт]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/education/spbspu-third-summit-aturc/ (дата обращения: 04.01.2025).
  1.  В Екатеринбурге прошел четвертый саммит Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) // Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана: [сайт]. URL: https://bmstu.ru/news/v-ekaterinburge-prosel-cetvertyj-sammit-associacii-tehniceskih-universitetov-rossii-i-kitaa-aturk-5257 (дата обращения: 04.01.2025).
  1.  Прошел пятый Саммит АТУРК // Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана: [сайт]. URL: https://bmstu.ru/news/proshel-pyatyi-sammit-aturk (дата обращения: 04.01.2025).
  1.  Китайско-российский симпозиум АТУРК «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» // Национальный исследовательский университет «МЭИ»: [сайт]. URL: https://mpei.ru/news/Lists/NoticesList/AdsDispForm.aspx?ID=2194 (дата обращения: 04.01.2025).

[6] Обзор сотрудничества // Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (формат «Волга-Янцзы»): [сайт]. URL: https://auvy.nntu.ru/content/o-formate-sotrudnichestva/o-formate-sotrudnichestva (дата обращения: 28.01.2025).

[7] В столице Чувашии открылся Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева: [сайт]. URL: https://1.chgpu.edu.ru/novosti/8674-v-stolice-chuvashii-otkrylsya-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy.html (дата обращения: 20.01.2025).

[8] III форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» начал работу в дистанционном формате // Республика Марий Эл. Официальный интернет-портал: [сайт]. URL: https://mari-el.gov.ru/republic/news/iii-forum-assotsiatsii-vuzov-volga-yantszy-nachal-rabotu-v-distantsionnom-formate/ (дата обращения: 29.01.2025).

[9] IV Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского: [сайт]. URL: http://www.unn.ru/site/about/news/iv-forum-assotsiatsii-vuzov-volga-yantszy (дата обращения: 29.01.2025).

[10] V Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы»: инновации, которые укрепят дружбу // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/v-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).

[11] НГТУ принимает участие в VI Форуме Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева: [сайт]. URL: https://www.nntu.ru/news/detail/partnerstvo/vse-novosti/ngtu-prinimaet-uchastie-v-vi-forume-associacii-vuzov (дата обращения: 29.01.2025).

[12]VII Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/vii-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).

  1.  Россия и Китай Россия и Китай запускают совместный проект научного сотрудничества «Долина интеллекта АТУРК» // Русский мир: [сайт]. URL: https://russkiymir.ru/news/258326/?sphrase_id=2069557 (дата обращения: 30.12.2024).
  1.  Собрание ведущих технических вузов России и Китая по робототехнике АТУРК прошло в ДВФУ // Дальневосточный федеральный университет: [сайт]. URL: https://www.dvfu.ru/news/news/a_meeting_of_the_leading_technical_universities_of_russia_and_china_on_robotics_aturc_took_place_in_fefu/ (дата обращения: 29.12.2024).
  1.  Бауманка развивает сотрудничество с университетами Китая // Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана: [сайт]. URL: https://bmstu.ru/news/baumanka-razvivaet-sotrudnichestvo-s-universitetami-kitaya?ysclid=m5a33cb32a766334788 (дата обращения: 29.12.2024).

[16] Форум АТУРК по зеленой инженерии в ИРНИТУ объединил 24 университета из России и КНР // Иркутский национальный исследовательский технический университет: [сайт]. URL: https://www.istu.edu/novosti/pub/51768 (дата обращения: 07.01.2025).

[17] Китайско-российский симпозиум Ассоциации технических университетов России и Китая «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» // ИжГТУ имени М.Т. Калашникова: [сайт]. URL: https://istu.ru/material/kitaysko-rossiyskiy-simpozium-associacii-tehnicheskih-universitetov-rossii-i-kitaya-ekologiya-ohrana-okruzhayushchey-sredy-uglerodnaya-neytralnost-i-razvitie (дата обращения: 28.01.2025).

  1. Китайско-российский симпозиум по снижению выбросов и повышению экологичности энергетической промышленности АТУРК // Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина: [сайт]. URL: https://www.gubkin.ru/events/detail.php?ID=50184 (дата обращения: 07.01.2025).

[19]В Пермском Политехе подвели итоги встречи АТУРК // Пермский национальный исследовательский политехнический университет: [сайт]. URL: https://pstu.ru/news/2015/07/01/3912/?id=&folder_id=515 (дата обращения: 07.01.2025).

  1.  Разработка для космоса вызвала интерес на российско-китайском форуме // Новосибирский государственный технический университет: [сайт]. URL: https://www.nstu.ru/announcements/news_more?idnews=120604&ysclid=m5mr94iojf952214062 (дата обращения: 07.01.2025).

[21] Прими участие в Арктической школе АТУРК-2023 // Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет: [сайт]. URL: https://isa.mgsu.ru/news/announce/56944/ (дата обращения: 01.02.2025).

[22] Политех принял делегацию Совместного университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого: [сайт]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/politekh-prinyal-delegatsiyu-sovmestnogo-universiteta-mgu-ppi-v-shenchzhene/ (дата обращения: 28.01.2025).

[23] Политех стал соучредителем «Зеленого» союза Ассоциации технических университетов России и Китая // Санкт-Петербургский политехнический университет Петр Великого: [сайт]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/politekh-stal-souchreditelem-zelenogo-soyuza-assotsiatsii-tekhnicheskikh-universitetov-rossii-i-kitaya/ (дата обращения: 01.02.2025.

[24] III форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» начал работу в дистанционном формате // Республика Марий Эл. Официальный интернет-портал: [сайт]. URL: https://mari-el.gov.ru/republic/news/iii-forum-assotsiatsii-vuzov-volga-yantszy-nachal-rabotu-v-distantsionnom-formate/ (дата обращения: 29.01.2025).

[25] V Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы»: инновации, которые укрепят дружбу // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/v-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).

[26] Шоши чжуанье мулу硕士专业目录 [Каталог магистерских программ] // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 圣彼得堡彼得大帝理工大学: [сайт]. URL: https://chinese.spbstu.ru/education/programs/degree-programs/master-degree/ (дата обращения: 02.02.2025).

[27] НИУ «МЭИ»– ключевой участник международной российско-китайской онлайн школы АТУРК // Национальный исследовательский университет «МЭИ»: [Сайт]. URL: https://mpei.ru/news/Pages/newsItem.aspx?newsID=2107 (дата обращения: 02.02.2025).

[28] Летняя школа в Харбинском политехническом университете для студентов Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) // Тихоокеанский государственный университет: [сайт]. URL: https://togudv.ru/ru/news/2019-02-11-shkola/ (дата обращения: 02.02.2025).

[29] Российско-китайское научно-техническое сотрудничество // Российско-китайский технопарк «Дружба»: [сайт]. URL: https://ruschinapark.ru/nauchno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-rf-i-krn/ (дата обращения: 02.02.2025).<

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
Previous article Next article