Введение
Современные политические и экономические вызовы, эпоха четвертой промышленной революции и технологическое противостояние стран требуют преобразований в национальных системах образования, приоритетным из которых является подготовка инженерных кадров. Правительственные документы [1; 2], в которых определены основные области научного и образовательного сотрудничества, свидетельствуют о внимании государства к российско-китайскому взаимодействию в области науки и технологий на современном этапе. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – РФ), Министерство образования Китайской Народной Республики (далее – КНР) центральными направлениями своей деятельности считают научно-технологическое развитие страны, которое связывают с реформами в образовательной и научной сферах. Соответственно в китайском общественном пространстве востребована инициатива «Новое инженерное образование» (新工科), объявленная в 2017 г. и призванная «ускорить реформу и инновации инженерного образования» [3; 4].
Задачи по достижению технологического суверенитета Россией связаны с назревшей реформой образования, вектор которой направлен в сферу инженерных наук как основы социально-экономического развития государства. В 2022 г. российское правительство поддержало инициативу Министерства науки и высшего образования РФ по созданию федерального проекта «Передовые инженерные школы», направленного «на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики» [5].
Инициативы правительств Китая и России в области инженерного образования: «Новое инженерное образование» и «Передовые инженерные школы» вызвали неподдельный интерес. Научной общественностью
в обеих странах обсуждаются механизмы и результаты их реализации
[6; 7; 8; 9].
Степень изученности проблемы
Изучение вопросов подготовки инженерных кадров является предметом активного обсуждения. Ученые, характеризуя систему подготовки технологических кадров в России, показывают «актуальность введения в систему подготовки инженерных кадров независимой оценки квалификации» [10, c. 12], подчеркивают «необходимость гуманизации высшего образования и сложность воспитания системного мышления» [11, c. 817]. В своих работах исследователи указывают на проблемы подготовки кадров для достижения технологического суверенитета и на «возможный вариант ускоренного решения стратегически сложной задачи» [12, с. 525].
В части российских публикаций о состоянии и развитии научно-технической сферы двух стран отмечается успешность работы научно-исследовательских институтов академий наук, создание Ассоциации научно-технического сотрудничества России и Китая (далее АНТРСК), отмечается ее правовой статус, цели, задачи и формы деятельности [13, с. 146]. В данном исследовании авторы акцентируют внимание на вузовскиеколлаборации, которые являются «признанным инструментом» [13, с. 146] в научно-техническом партнерстве для достижения технологического суверенитета и в образовательном сотрудничествепри подготовке инженерных кадров.
В более узком варианте, формы взаимодействия технических университетов России и Китая рассмотрены в серии научных публикаций и в отчетной документации саммитов Ассоциации технических университетов России и Китая (далее АТУРК), Ассоциации вузов «Волга – Янцзы» (далее АВВЯ), совместных и сетевых университетов. Российскими исследователями проанализирована деятельность сетевых университетов ШОС (далее СУ ШОС) и БРИКС (далее СУ БРИКС), в составе которых есть и технические вузы. В учебных заведениях определены модели совместных образовательных учреждений (далее СОУ) и совместные образовательные программы (далее СОП) [14]. Особое внимание исследователей вызывает форма совместных университетов и институтов, например, Университет МГУ-ППИ (г. Шэньчжэнь, 2016 г.), созданный при поддержке МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического института (далее ППИ) [15]. Представлена история открытия Совместного инженерного института (г. Сюйчжоу, 2016 г.), созданного Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (далее – СПбПУ) и Цзянсуским педагогическим университетом (далее ЦПУ), выделены особенности его функционирования и условия для реализации СОП [16]. Следует отметить, что инициаторы создания совместного Университета МГУ-ППИ – ППИ и Совместного инженерного института СПбПУ-ЦПУ – СПбПУ, входят в структуру АТУРК.
Деятельность профильных техническихвузовских ассоциаций освещена в нескольких научных публикациях, но основная информация изложена на официальных сайтах профильных министерств России и Китая, а также на сайтах университетов-участников ассоциаций. В работах российских ученых представлена специфика деятельности АТУРК как элемента международной инновационной инфраструктуры [17; 18], отмечается расширение академической мобильности студентов и преподавателей вузов, особенности реализации совместных научных проектов, расширение их тематики [19; 20, с. 165]. Отечественными учеными рассматривается организационно-правовая форма Ассоциации, результаты, проблемы и перспективы ее развития [21; 22], анализируются достижения Ассоциации в рамках инновационной космической платформы [23].
При анализе векторов экономического сотрудничества в Приволжском федеральном округеРФ и районах верхнего, среднего течения реки Янцзы КНР, российскими исследователями подчеркнута важность образовательного сотрудничества высших школ этих регионов и создания Ассоциации вузов «Волга – Янцзы» (далее АВВЯ) [24]. В публикациях представлена краткая история создания и развитие модели образовательного сотрудничества [25], указывается на «возможность студентам участвовать в совместных образовательных программах и научных исследованиях» в рамках созданной Ассоциации [26, с. 378].
Китайская научная общественность, характеризуя сотрудничество междууниверситетами, подчеркивает, что АВВЯ основана на принципах «взаимного уважения, равенства и взаимовыгодного сотрудничества» [27 с. 105]. Исследователи указывают, что связи между университетами постепенно углубляются и это позволяет использовать и интегрировать ресурсы высших школ в области образовательных технологий, академических инноваций и культурных обменов [28, с. 85]. В то же время китайские ученые, резюмируя, указывают на недостаточное количество теоретических исследований, анализа механизмов работы и практических результатов деятельности университетских ассоциаций [29, с. 91].
Отсутствие аналитических публикаций демонстрирует слабую изученность обсуждаемой проблемы и определяет актуальностьданной статьи. Таким образом, в фокусе предлагаемого исследования – специфика современного сотрудничества российских и китайских технических университетов; возникновение, развитие и эффективность научно-образовательных объединений. «В современных условиях ни одна национальная научно-технологическая и образовательная система не может существовать изолированно и самостоятельно развиваться» [18, с. 97]. Поэтому в данной работе акцент сделан на современном этапе развития коллабораций технических вузов России и Китая, деятельность которых является важной составляющей глобальных образовательных инициатив, что и обусловливает новизну исследования.
Необходимо отметить, чтонесколько технических российских и китайских университетов одновременно интегрированы в работу соответствующих международных российско-китайских вузовских объединений, а также в СУ БРИКС и СУ ШОС. Это позволяет координировать совместные усилия вузов не только на межрегиональном, но и на международном уровнях.
Материалами исследования послужили: документы министерства науки и высшего образования РФ и министерства образования КНР, министерства науки и технологий КНР информация, размещенная на сайтах российских и китайских технических вузов; аналитические отчеты и научные публикации. В предложенном исследовании используются: историографический анализ, проблемно-хронологический метод, контент-анализ, общенаучные методы классификации, систематизации и интерпретации.
Результаты и обсуждение
Профильные ассоциации: основные итоги развития
Рассматриваемые ассоциации АТУРК и АВВЯ являются международными неправительственными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствии с международным правом, законодательством России и Китая на основе принципов добровольности, равноправия и законности. Содержание и функционирование вузовских альянсов позволяют решать государственные задачи в научно-технологических и образовательных областях. Одной из первых ассоциаций в сфере подготовки инженерных кадров считается «Ассоциация технических университетов России и Китая» (АТУРК) AssociationofSino-RussianTechnicalUniversities (“ASRTU”), 中俄工科大学联盟 (“阿斯图”)[1]. Ассоциация создана на основе многолетнего сотрудничества ведущих технических университетов России и Китая по инициативе Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и Харбинского политехнического университета (ХПУ). В момент создания АТУРК, в 2011 г., «в состав ассоциации вошли 15 университетов России и Китая» [18, с. 99]. На современном этапе в 2024 г. АТУРК объединяет 40 российских и 36 китайских университетов, что в сумме составляет 76 учебных заведений [30].
Характеризуя деятельность АТУРК, можно отметить, что за период сотрудничества технических вузов прошло 5 саммитов участников ассоциации. На первой в 2011 г. учредительной конференции в г. Шэньчжэнь принят Устав Ассоциации и подписана Декларация о ее создании [18, с. 99]. В 2013 г. в г. Циндао в ходе заседания членов АТУРК и первого российско-китайского научно-технического инновационного Форума «Синей силиконовой долины» состоялся второй саммит ASRTU 29. В рамках мероприятия подписана «Декларация Циньдао» и определена дислокация штаб-квартиры АТУРК на базе научно-технического парка ХПУ в г. Цзимо [31].
В 2016 г. в рамках торжественных мероприятий, посвященных пятилетию АТУРК, в г. Циндао состоялся третий саммит АТУРК и Аошаньский евразийский научно-технический форум – 2016. Их участниками принята декларация, в которой говорится о продвижении гуманитарного сотрудничества и научно-технических инновациях[2].
На четвертом саммите в 2018 г. в г. Екатеринбурге отмечены итоги работы Ассоциации за 7 лет, в качестве наиболее перспективных выделены робототехника, проектирование малых космических спутников, изучение новых композиционных материалов, инновационная энергетика, мобильные приложения и компьютерные игры, защита окружающей среды, материаловедение и технологии[3]. В 2022 г. состоялся пятый саммит Ассоциации, который прошел в формате видеоконференции из Сианьского университета Цзяотун[4]. В его рамках проведен китайско-российский симпозиум «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность иразвитие», цель которого «способствовать развитию научно-образовательного сотрудничества в области экологии, охраны окружающей среды и углеродной нейтральности»[5].
Анализ материала показывает, что саммиты, симпозиумы или научные конференции АТУРК ежегодно проходят на площадках ведущих технических вузов России и Китая. Мероприятия каждый раз посвящены важным темам: цифровая инфраструктура и искусственный интеллект в инженерном образовании, создание робототехники и проектирование малых космических спутников, проблемы окружающей среды, достижения углеродной нейтральности и разработка возобновляемых источников энергии, создание новых материалов и технологий их производства, и другие вопросы, необходимые для развития инженерной отрасли, технологического суверенитета и национальных интересов двух стран, реформ в образовании и подготовке высококвалифицированных кадров.
В формате российско-китайского межрегионального сотрудничества важным вузовским объединением стала «Ассоциация вузов Волга-Янцзы» (АВВЯ) «长江—伏尔加河» 高校联盟. Инициаторы ее создания с российской стороны выступи «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», с китайской стороны – Сычуаньский университет. В состав Ассоциации к настоящему времени вошли 50 российских и 35 китайских вузов[6].
За период ее существования проведено 7 форумов. В 2017 г. на первом учредительном форуме в г. Чэнду принято решение о создании АВВЯ, как платформы для сотрудничества в области образования, науки, технологий бассейнов рек Волга и Янцзы. Второй форум состоялся в 2019 г. в г. Чебоксары, где отмечена успешная работа АВВЯ, «обсуждены вопросы дальнейшего развития программ преподавательских и студенческих обменов, публикации научных и научно-методических трудов, совместные образовательные программы»[7]. Третий форум АВВЯ состоялся в онлайн формате 2020 г. В процессеего работы отмечена консолидация усилий «по подготовке высококвалифицированных молодых специалистов; расширение студенческих и преподавательских обменов, проведение совместных научных исследований»[8]. Четвертый форум в 2021 г. также прошел в онлайн формате и «был посвящён актуальным вопросам академического и научно-технического взаимодействия российских и китайских вузов»[9].
Основной целью пятого, юбилейного форума АВВЯ, проведенного в дистанционном формате, в 2022 г. стал обмен передовым опытом и знаниями в образовательной, научно-технической и гуманитарной сферах. Деятельность АВВЯ «способствует росту потенциала межрегионального сотрудничества «Волга-Янцзы»[10]. В рамках шестого форума в 2023 г. в г. Наньчан его участники обменялись мнениями по следующим направлениям: «горизонты совместных научно-технических исследований китайских и российских вузов», «векторы развития образовательного сотрудничества китайских и российских вузов» и «модели гуманитарного партнерства китайских и российских вузов»[11]. На седьмом форуме, также организованном в 2024 г. в дистанционном формате, участники обсудили «углубление сотрудничества в образовательной сфере, расширение научных и технологической контактов, интенсификацию обменов в гуманитарной сфере»[12].
Приоритетные направления сотрудничества университетов
Сферы сотрудничества вузов-участников технической и региональной ассоциаций можно рассматривать через призму приоритетных направлений, указанных в Дорожной карте российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на 2020–2025 годы [2]:
1. Сфера цифровой индустрии и искусственного интеллекта. Особое место в процессе развития цифровой инфраструктуры в рамках АТУРК занимает инициатива «Долина интеллекта АТУРК», запуск которой согласован в 2019 г. Проектнаправлен на поддержку научной и инновационной активности молодёжи, развитие передовых технологий и их внедрение в странах, участвующих в инициативе «Пояс и путь» и реализуется Ассоциацией совместно с компанией Huawei. Результатом стало создание исследовательских центров: Центра искусственного интеллекта (с участием ХПУ, МГТУ им. Баумана и Московского физико-технического института (МФТИ), Центра кибербезопасности (ХПУ, МИСиС и AntiyLabs) и Центра по новым материалам (ХПУ, МГТУ им. Баумана и Казанский технический университет (далее КТУ). Данные площадки объединяют ведущие вузы и инновационные компании двух стран для реализации научно-технического потенциала[13].
2. Сфера инженерии и технологий. Характеризуя данную сферу, следует отметить Собрание АТУРК в Дальневосточном федеральном университете (далее ДВФУ), посвященное развитию образовательной робототехники (Владивосток, Россия, 22–26 мая 2019 г.)[14]. Позже в Пекинском политехническом институте состоялась встреча проректоров МГТУ им. Н.Э. Баумана и ППИ (26–28 сентября 2023 г.) с руководителями научно-исследовательских институтов, научных центров илабораторий. Стороны обсудили перспективы научно-технического сотрудничеств и «представили специализированные научно-исследовательские лаборатории водородного двигателестроения, управления электромобильными транспортными системами, микроскопии, литографии илазерной обработки»[15].
3. Сфера экологии, охраны окружающей среды и новых источников энергии. Проведены форум АТУРК по зеленой инженерии в Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИрНИТУ) (Иркутск, Россия, 16–17 сентября 2019 г.)[16]; симпозиум АТУРК «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» (онлайн конференция, Сиань, Китай 1–2 июня 2022 г.)[17]; I Китайско-Российский симпозиум по снижению выбросов и повышению экологичности энергетической промышленности (Москва, Россия, 22–23 января 2024 г.)[18].
4. Сфера инновационного предпринимательства. АТУРК также занимается проектами, направленными на мониторинг и анализ состояния инновационного предпринимательства в университетах обеих стран, что позволяет выявлять проблемы и перспективы развития в этой области. Ассоциацией организованы конференция «Инновационная энергетика» (Пермь, Россия, 29 июня – 2 июля 2015 г.)[19] и форум, посвященный инновационному предпринимательству в сфере высоких технологий (Гуанчжоу, Китай, 6–11 ноября 2019 г.)[20].
5. Космическая сфера сотрудничества вузов, участников АТУРК, характеризуется достижениями в области создания совместных студенческих спутников. В 2018 г. принято решение создать и «запустить совместный студенческий спутник АТУРК» [23, с. 158]. Среди мероприятий, проведенных в рамках Годов российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества (2020–2021 гг.), следует выделить успешно реализованные «аэрокосмические научно-технические и инновационные форумы АТУРК» [32].
6. В рамках реализации мероприятий в сфере изучения Арктики сотрудничества вузов Ассоциация является одним из организаторов «Арктической школы АТУРК», которая проводится, начиная с 2021 г. в форме летней и зимней школ. Например, в ходе «Арктической школы АТУРК-2023» рассмотрены: «разработка энергетических ресурсов в Артике, строительство в условиях холодного климата, а также вопросы окружающей среды арктического региона»[21].
Анализируя деятельность ассоциаций технических вузов, можно выделить следующие результаты успешных партнерских отношений, направленных на развитие международного сотрудничества и подготовку квалифицированных инженерных кадров:
1. Сотрудничество вузов, членов АТУРК, в рамках совместных и сетевых университетов/образовательных центров в последние годы получило новые формы. Например, руководством СПбПУ и Университета МГУ-ППИ обозначены основные направления межвузовского взаимодействия, «включая разработку совместных образовательных программ, академическую мобильность для студентов ипреподавателей, организацию совместных зимних илетних школ, совместные исследования и публикации по направлениям материаловедение, химия, компьютерные науки, искусственный интеллект»[22] и другие вопросы.
2. Сотрудничество технических вузов развивается в рамках новых научных и образовательных объединений. В 2023 г. был основан «Зеленый» союз АТУРК, направленный на развитие устойчивых технологий и экологически чистых решений, который консолидирует университеты, стремящиеся к реализации проектов, связанных с «зеленой» инженерией и устойчивым развитием. Приоритетами выделены экологические проекты в нефтегазовой, атомной промышленности, электроэнергетике и угольной промышленности. Кроме того, регулярно обсуждаются экономические и правовые аспекты обеспечения экологической повестки. «Зеленый союз» АТУРК включает 20 университетов (по 10 с каждой стороны) и направлен на совместное обучение специалистов в области «зеленого» развития. Среди учредителей «Зеленого союза» – СПбПУ и другие ведущие университеты России и Китая[23].
3. Деятельность университетов, участников АТУРК, в рамках реализации совместных образовательных программ позволяет студентам получать дипломы как российского, так и китайского учебного заведения. В программах двойных дипломов принимают участие МГТУ им. Н.Э. Баумана и ХПУ, Московский авиационный институт (далее МАИ) и Пекинский авиационно-космический университет, Уральский федеральный университет (далее УрФУ) и ХПУ. В Совместном инженерном институте СПбПУ-ЦПУ «на начальном этапе по программе бакалавриата представлены 4 специальности технических наук, а по программе магистратуры – 2 специальности» по направлениям подготовки в области электронных и информационных технологий, компьютерных наук и техники, дизайна, оптики, механического проектирования, производства и автоматизация [14, с. 116–117; 16, с. 140].
Работа вузов, членов АВВЯ, также направлена на разработку и успешную адаптацию совместных образовательных программ, в том числе «по нефтегазовым технологиям и геологии, искусству концертного исполнительства и вокального искусства, изучению русского и китайского языков»[24]. Это способствует углублению академических связей и подготовке квалифицированных кадров с международным опытом.
4. Особый интерес вызывают результаты успешного научного сотрудничества вузов-партнеров в рамках ассоциаций. В 2024 г. успешно прошел испытания первый российско-китайский спутник «Дружба АТУРК» [33]. Анализируя деятельность АВВЯ, следует отметить вручение на пятом форуме награды «Выдающееся научно-исследовательское партнерство», которая «присуждена совместному проекту ученых Оренбургского государственного университета и Аньхойского университета»[25].
5. Развитие форм академической мобильности студентов и преподавателей демонстрирует рост статистических показателей обменных программ. С 2011 г. более 3000 китайских студентов прошли обучение в российских университетах, а 1301 студент из России обучался в Китае. Это свидетельствует о растущем интересе к обмену знаниями, создает возможности для получения международного опыта и расширения профессиональных горизонтов обеих стран [34]. В отчетах Минобрнауки РФ отмечается рост интереса именно к инженерным и техническим специальностям. Большинство граждан КНР выбирают не только традиционные гуманитарные направления, но и «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки», «Космические аппараты и ракеты-носители», «Инженерная экология техносферы». Особенно следует отметить интерес китайских студентов к специальностям инфокоммуникационные технологии и системы связи, машиностроение, электроника и промышленный дизайн, возобновляемые источники энергии, предлагаемые СПбПУ[26].
6. Техническими вузами, членами ассоциаций, проводятся летние, зимние и онлайн-школы как формы подготовки инженерных кадров на регулярной основе. В 2020 г. проведена международная онлайн школа «Экологически чистая энергия и устойчивое развитие». «Ведущие преподаватели российских и китайских университетов проводили лекции на английском языке по двум направлениям: «Энергетика» и «Архитектура»[27]. Центры подготовки студентов инженерных кадров «арктического направления» организуются как в Китае, так и в России. Например, инициатором летней школы АТУРК «Вызов Арктике – 2019» является ХПИ[28], «Арктической школы АТУРК», – Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) имени М.В. Ломоносова.
7. Вузами, членамиАТУРК, организовано более 70 мероприятий, включая конференции и симпозиумы, выставки и форумы, которые охватили различные научно-технические и гуманитарные направления. Эти мероприятия привлекли более 80 тысяч участников, что подчеркивает активное вовлечение студентов и преподавателей в научные исследования и обмен опытом[29].
8. Ассоциации активно развивают совместные студенческие проекты: спутник «Дружба АТУРК», проекты в рамках зеленой инженерии, развитие современных технологий и методов в области экологии и устойчивого развития и другие инновационные инициативы[30]. Важным элементом работы является подписаниестратегических соглашений, которые позволяют университетам совместно разрабатывать и реализовывать научные проекты. Это включает в себя как исследовательские инициативы, так и образовательные программы для студентов, что не только улучшает технические компетенции студентов, но и способствует развитию новых технологий.
Заключение
Сотрудничество между Россией и Китаем в области науки и технологий значительно усилилось в последние годы, что обусловлено как стратегическими интересами обеих стран, так и реформамив сфере образования. Основные результаты этого сотрудничества можно выделить в нескольких ключевых областях. Углубление научно-технического взаимодействия не ограничивается академическими исследованиями; динамика роста числа совместных программ обучения и академического обмена студентов и ученых свидетельствует о том, что особое внимание уделяется совместным проектам в области разработки новых материалов, энергетики и информационных технологий.
Создание и развитие стратегическихальянсов области инженерного образования находит отражение в развитии совместных инициатив, направленных на создание новых технологий, инновационных решений в практике высшей школы. Указанное реализуется через новые образовательные программы, работу сети новых лабораторий и исследовательских центров, кратковременные стажировки: летние, зимние и онлайн-школы при ведущих технических университетах России и Китая. Особо следует отметить успешное взаимодействие в области высоких технологий: искусственный интеллект, технологии космоса и биотехнологии.
К специфике реализации совместных проектов в рамках профессиональных ассоциаций АТУРК и АВВЯ можно отнести: функционирование на регулярной основе, увеличение состава ассоциаций, расширение сфер межвузовского взаимодействия, акцент на усиление совместных студенческих проектов и сферу подготовки квалифицированных инженерных кадров.
Таким образом, сотрудничество ассоциаций технических вузов России и Китая демонстрирует значительные успехи и перспективы, что способствует не только развитию науки и технологий, подготовке высококвалифицированных кадров в инженерной сфере, но и достижению технологического суверенитета, а также укреплению стратегического партнерства между двумя странами.
- АТУРК // Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС: [сайт]. URL: https://misis.ru/university/struktura-universiteta/association/aturk/ (дата обращения: 28.01.2025); Декларация о создании Ассоциации технических университетов России и Китая // Университет ИТМО: [Сайт]. URL: https://itmo.ru/file/stat/89/declaration.pdf (дата обращения: 21.12.2024).
- В Екатеринбурге прошел четвертый саммит Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК) // Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана: [сайт]. URL: https://bmstu.ru/news/v-ekaterinburge-prosel-cetvertyj-sammit-associacii-tehniceskih-universitetov-rossii-i-kitaa-aturk-5257 (дата обращения: 04.01.2025).
- Прошел пятый Саммит АТУРК // Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана: [сайт]. URL: https://bmstu.ru/news/proshel-pyatyi-sammit-aturk (дата обращения: 04.01.2025).
- Китайско-российский симпозиум АТУРК «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» // Национальный исследовательский университет «МЭИ»: [сайт]. URL: https://mpei.ru/news/Lists/NoticesList/AdsDispForm.aspx?ID=2194 (дата обращения: 04.01.2025).
[6] Обзор сотрудничества // Сотрудничество между регионами Приволжского федерального округа Российской Федерации и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики (формат «Волга-Янцзы»): [сайт]. URL: https://auvy.nntu.ru/content/o-formate-sotrudnichestva/o-formate-sotrudnichestva (дата обращения: 28.01.2025).
[7] В столице Чувашии открылся Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева: [сайт]. URL: https://1.chgpu.edu.ru/novosti/8674-v-stolice-chuvashii-otkrylsya-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy.html (дата обращения: 20.01.2025).
[8] III форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» начал работу в дистанционном формате // Республика Марий Эл. Официальный интернет-портал: [сайт]. URL: https://mari-el.gov.ru/republic/news/iii-forum-assotsiatsii-vuzov-volga-yantszy-nachal-rabotu-v-distantsionnom-formate/ (дата обращения: 29.01.2025).
[10] V Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы»: инновации, которые укрепят дружбу // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/v-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).
[11] НГТУ принимает участие в VI Форуме Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева: [сайт]. URL: https://www.nntu.ru/news/detail/partnerstvo/vse-novosti/ngtu-prinimaet-uchastie-v-vi-forume-associacii-vuzov (дата обращения: 29.01.2025).
[12]VII Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/vii-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).
- Россия и Китай Россия и Китай запускают совместный проект научного сотрудничества «Долина интеллекта АТУРК» // Русский мир: [сайт]. URL: https://russkiymir.ru/news/258326/?sphrase_id=2069557 (дата обращения: 30.12.2024).
- Собрание ведущих технических вузов России и Китая по робототехнике АТУРК прошло в ДВФУ // Дальневосточный федеральный университет: [сайт]. URL: https://www.dvfu.ru/news/news/a_meeting_of_the_leading_technical_universities_of_russia_and_china_on_robotics_aturc_took_place_in_fefu/ (дата обращения: 29.12.2024).
[16] Форум АТУРК по зеленой инженерии в ИРНИТУ объединил 24 университета из России и КНР // Иркутский национальный исследовательский технический университет: [сайт]. URL: https://www.istu.edu/novosti/pub/51768 (дата обращения: 07.01.2025).
[17] Китайско-российский симпозиум Ассоциации технических университетов России и Китая «Экология, охрана окружающей среды, углеродная нейтральность и развитие» // ИжГТУ имени М.Т. Калашникова: [сайт]. URL: https://istu.ru/material/kitaysko-rossiyskiy-simpozium-associacii-tehnicheskih-universitetov-rossii-i-kitaya-ekologiya-ohrana-okruzhayushchey-sredy-uglerodnaya-neytralnost-i-razvitie (дата обращения: 28.01.2025).
- Китайско-российский симпозиум по снижению выбросов и повышению экологичности энергетической промышленности АТУРК // Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина: [сайт]. URL: https://www.gubkin.ru/events/detail.php?ID=50184 (дата обращения: 07.01.2025).
- Разработка для космоса вызвала интерес на российско-китайском форуме // Новосибирский государственный технический университет: [сайт]. URL: https://www.nstu.ru/announcements/news_more?idnews=120604&ysclid=m5mr94iojf952214062 (дата обращения: 07.01.2025).
[21] Прими участие в Арктической школе АТУРК-2023 // Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет: [сайт]. URL: https://isa.mgsu.ru/news/announce/56944/ (дата обращения: 01.02.2025).
[22] Политех принял делегацию Совместного университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого: [сайт]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/politekh-prinyal-delegatsiyu-sovmestnogo-universiteta-mgu-ppi-v-shenchzhene/ (дата обращения: 28.01.2025).
[23] Политех стал соучредителем «Зеленого» союза Ассоциации технических университетов России и Китая // Санкт-Петербургский политехнический университет Петр Великого: [сайт]. URL: https://www.spbstu.ru/media/news/international_activities/politekh-stal-souchreditelem-zelenogo-soyuza-assotsiatsii-tekhnicheskikh-universitetov-rossii-i-kitaya/ (дата обращения: 01.02.2025.
[24] III форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы» начал работу в дистанционном формате // Республика Марий Эл. Официальный интернет-портал: [сайт]. URL: https://mari-el.gov.ru/republic/news/iii-forum-assotsiatsii-vuzov-volga-yantszy-nachal-rabotu-v-distantsionnom-formate/ (дата обращения: 29.01.2025).
[25] V Форум Ассоциации вузов «Волга-Янцзы»: инновации, которые укрепят дружбу // Платформа о российско-китайском сотрудничестве в сфере образования, науки и инноваций. Площадка взаимодействия российско-китайских ассоциаций профильных университетов: [сайт]. URL: https://ruschinalliance.unecon.ru/novosti-associaciy/v-forum-associacii-vuzov-volga-yanczy/ (дата обращения: 29.01.2025).
[26] Шоши чжуанье мулу硕士专业目录 [Каталог магистерских программ] // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 圣彼得堡彼得大帝理工大学: [сайт]. URL: https://chinese.spbstu.ru/education/programs/degree-programs/master-degree/ (дата обращения: 02.02.2025).
[27] НИУ «МЭИ»– ключевой участник международной российско-китайской онлайн школы АТУРК // Национальный исследовательский университет «МЭИ»: [Сайт]. URL: https://mpei.ru/news/Pages/newsItem.aspx?newsID=2107 (дата обращения: 02.02.2025).
[28] Летняя школа в Харбинском политехническом университете для студентов Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) // Тихоокеанский государственный университет: [сайт]. URL: https://togudv.ru/ru/news/2019-02-11-shkola/ (дата обращения: 02.02.2025).
[29] Российско-китайское научно-техническое сотрудничество // Российско-китайский технопарк «Дружба»: [сайт]. URL: https://ruschinapark.ru/nauchno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-rf-i-krn/ (дата обращения: 02.02.2025).<