О природе культуры: анализ концептуальных положений в трудах И. Ф. Кефели

Евразийская интеграция
Авторы:
Аннотация:

Введение. Современная культурология — наука, изучающая сущность сложного феномена культуры, переживает противоречивые процессы: от вполне перспективных до исключения дисциплины из учебных планов в высших учебных заведениях. С начала своего появления культурология находилась между её отрицанием и наделением её большим будущим как метадисциплины социально-гуманитарного цикла. Участником дискуссий и ученым, стоявшим у истоков рождения культурологии как науки, так и учебной дисциплины в России, был И. Ф. Кефели, философ, способствующий становлению культурологии не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Анализу понимания того, что такое культура и культурология и посвящена статья.
Материалы и методы. В качестве источников информации использованы печатные и электронные публикации И. Ф. Кефели; печатные и электронные публикации культурологов России; информация с сайтов о деятельности; опыт работы, интервью и беседы с ученым. Выделены три ключевых раздела для анализа научных работ: «теория и история евразийства» и «советская культура». Методологическую основу исследования составила совокупность теоретических подходов, методов и принципов культурологии, которые позволили интерпретировать результаты исследования в контексте биографии ученого и существующих научных знаний в области философии, теории и истории культуры.
Результаты. На основании изучения биографии и применения сравнительного анализа к научным работам ученого и его коллег, философов, культурологов выявлена динамика развития культурологии как нового знания о сущности культуры, о трансформациях системы образования, где предмет то включали в перечень дисциплин учебного плана как в технических, так и в гуманитарных вузах, то убирали за сетку обязательных дисциплин гуманитарного цикла. Определено значительное влияние И. Ф. Кефели на формирование не только гуманизации вузовского образования в России, но и на институциализацию самого культурологического знания в Санкт-Петербурге и России в первой четверти начала XXI века. Предложены объяснения причин отрицательной динамики отношения к культурологическому знанию и его роли в формировании личности студента.
Заключение. Перспективы развития культурологической науки будут зависеть от гибкости к процессам адаптации меняющихся условий развития современной культуры общества и вызовам, которые неизбежно возникают в любой сложной саморазвивающейся системе. Но есть возможности для роста и улучшения качества гуманитарного культурологического образования, которые содержатся в потенциалах самих вузов. Это позволит им эффективно использовать имеющиеся ресурсы культурологического знания и внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс. Результаты исследования могут быть полезны для комплексного исследования проблем генезиса и динамики культурологического знания в России. Пример научного творчества И. Ф. Кефели показывает, как необходимо сочетать фундаментальные знания кибернетики с изучением реальной культурной истории страны.