Центральная Азия и Кавказ как модель формирования Большого евразийского партнерства

Евразийская интеграция
Авторы:
Аннотация:

Введение. Формирование Большого евразийского партнерства — не только задача реализации самого проекта, но и важнейшая часть евразийской стратегии России. Партнерство — это возможность объединения евразийского пространства, «сборка» различных институтов, форматов, интеграционных структур, инициатив в новую экономическую архитектуру. Цель исследования — анализ возможности использования в качестве процесса развития БЕП субрегионов Центральной Азии и Кавказа в качестве модели формирования Большого евразийского партнерства.
Материалы и методы. Использованы публикации научных изданий, материалы нормативно-правовой литературы, материалы средств массовой информации; источниками послужили документы международных организаций, в частности, Европейской экономической комиссии ООН. Применялись методы сравнительного анализа, case-study.
Результаты. Проведен сравнительный анализ развития институтов Центральной Азии и Кавказа, а также одного из четырех субрегионов Азии — пограничной Азии, в который входят развивающиеся страны. Изучен опыт развития выделенных субрегионов. Каждое из государств артикулировало приоритеты своей внешней политики, в том числе и укрепление региональной интеграции. Но в целом собственных интеграционных структур здесь создать не удалось. Вместе с тем в субрегионе широко развиты такие механизмы взаимодействия, как различные партнерства и форматы взаимодействия и сотрудничества, в первую очередь формат «Центральная Азия+1». Большое влияние на развитие сотрудничества оказывают «внешние инициативы» различных акторов: ООН, Китай (через инициативу «Один пояс — один путь»), Турция (через Организацию тюркских государств). Многие инициативы можно рассматривать как попытки ограничить влияние России. В работе обсуждаются различные механизмы взаимодействия в субрегионе.
Обсуждение. С начала XXI века субрегион занял важное место в мировой политике, но полностью разрешить различные конфликты так и не удалось. Не последнюю роль в этом сыграла многовекторная политика стран. Ориентация на внерегиональные центры силы способствует турбулентности. В этих условиях экономика служит как способом политического давления, так и условием разрешения политического конфликта. В частности, экономические транспортные проекты увеличивают и улучшают торговлю, но, с другой стороны, входят в противоречия с имеющимися договорами, что приводит к сложностям в политической сфере.
Заключение. В субрегионе Центральной Азии и Кавказа за более чем тридцатилетний срок развития существовали/появлялись различные конфликты, в том числе вооруженные, которые способствовали появлению адекватных механизмов решения. Интеграционные процессы развивали социальную сферу и экономику. Партнерства и форматы явились механизмами современного сотрудничества. Наконец, такие инициативы/проекты, как инициатива «Один пояс — один путь» и Организация тюркских государств, далеко шагнули за рамки Азии. Все это сосредоточено в субрегионе Центральной Азии и Кавказа и, в этом смысле, можно считать, что моделью формирования Большого евразийского партнерства является указанный субрегион.