Охрана русско-турецкой границы в начале XX в. в зеркале революционной пропаганды
Введение. Охрана государственной границы является одной из важнейших функций государства. В статье рассматривается малоисследованный вопрос о том, в каких условиях проходила охрана государственной границы с Турцией в Закавказье во время русско-японской войны и отражение этих событий в прессе. Исследуется, как обстановка на границе была связана с задачами поддержания порядка в приграничных территориях и как события на границе были связаны с русско-японской войной, трансграничным бандитизмом и антигосударственной пропагандой из-за рубежа.
Методы и материалы. Основой исследования послужили научные публикации, материалы о деятельности Карсской бригады пограничной стражи из Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) и сообщения современных событиям газет и журналов. Сведения, относящиеся к теме статьи, обнаружены в архивах Великобритании (Библиотека Британского музея, Кембриджского университета) и США (Гарвардский университет). Применялись системный анализ, историко-критический метод.
Результаты. Показано, что неспокойная обстановка на границе потребовала привлечения дополнительных сил. Чинам Корпуса Пограничной стражи, помимо их основных обязанностей по борьбе с контрабандистами и нарушителями границы, приходилось иметь дело с хорошо вооруженными бандформированиями, которые пытались использовать русскую территорию как базу для активности в приграничных районах Турции. Установлено, что активизация трансграничного бандитизма стала следствием решения Армянской революционной федерации (АРФ) (дашнаки) о распространении террористической активности на территорию России. Выявлено, что дашнаки координировали свою деятельность с российской партией социалистов-революционеров. Показано, каким образом происшествие на русско-турецкой границе использовалось для пропаганды на страницах эмигрантской революционной прессы и для дискредитации действий русского правительства на страницах западной периодики. Выявлено, что в пропагандистских целях были сфабрикованы фотографии для иллюстрации «зверств» русских военнослужащих, которые впоследствии тиражировались как «официальные русские фотографии».
Обсуждение и Заключение. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что cобытия на турецкой границе было частью координируемых Великобританией мероприятий по дестабилизации положения в России и, в частности, на Кавказе в начале XX в. Активность бандформирований потребовала привлечения дополнительных воинских соединений, необходимых для прикрытия границы. Принимались меры по пресечению использования русской территории для диверсионной активности в прилегающих районах Турции. В годы русско-японской войны это означало отвлечение сил и средств, которые не могли быть направлены на театр войны в Манчжурии. Результаты исследования могут быть полезны для историков пограничной службы, революционного движения, борьбы с трансграничным терроризмом и межнациональных отношений в Закавказье.