Цифровая трансформация в странах БРИКС+: альянсы и межгосударственные структуры координации (обзор зарубежного опыта)

Мир и цифровая трансформация
Авторы:
Аннотация:

Введение. Анализируются актуальное состояние структур координации и взаимодействия между акторами в государствах-участниках БРИКС+, участвующих в процессах цифровой трансформации. Представлены промежуточные результаты эмпирического коллективного исследования, в рамках которого проводилось изучение реализации программ по цифровизации государственного управления и внедрению технологий искусственного интеллекта (ИИ), а также ориентированных на развитие и координацию межгосударственного взаимодействия в процессах цифровой трансформации на Латино-Американском, Африканском и Азиатском континентах, а также в Ближневосточном регионе. Рассмотрен интеграционный потенциал имеющихся «государств-платформ», а также альянсы и совместные инициативы, реализуемые в рамках межконтинентального образования БРИКС+. Хронологические рамки сбора данных охватывают период с мая 2024 года до января 2025 года. Цель исследования: определить, как процессы цифровой трансформации осуществляют институциональное оформление, а также выявить актуальное состояние межгосударственных альянсов, влияющих на их координацию.
Методы и материалы. Исследование основано на систематизации первичных данных, собранных методом сплошного обзора (скрининга) интернет-порталов и государственных платформ, находящихся в открытом доступе, предоставляющих отчетные и аналитические сведения о применении технологий ИИ и иной официальной документации по вопросам цифровизации в государственном управлении по каждой стране-члену БРИКС, позиционированной в рамках своего географического макрорегиона. К собранным данным относятся международные и государственные программы, законодательные акты, доступные по результатам проведенного веб-контент анализа, которые характеризуют сетевые координационные структуры, возникшие для осуществления ими международных взаимодействий в данном объединении.
Результаты. Исследования показывают, что процессы цифровой трансформации и включения технологий ИИ в государственное управление происходят в макрорегионах мира неравномерно; уровни технического развития, социально-экономические и культурные различия влияют и на перспективы более симметричного перехода к формированию новой мировой системы. Предпринимаемые странами усилия по выстраиванию альянсов для возможной координации и интеграции на разных уровнях, и, в частности, на межгосударственном в рамках координационных структур государств-членов БРИКС+, демонстрируют стремление к поддержке внедрения цифрового управления и развитие ИИ, готовность к взаимодействию по сглаживанию имеющихся отставаний. Рассмотрены имеющиеся цифровые инфраструктуры и потенциалы лидерства. Обозначены сферы перспектив многостороннего и билатерального сотрудничества как в рамках региональных альянсов, так и трансконтинентального взаимодействия в формате БРИКС+.
Обсуждение и заключение. Процессы цифровой трансформации и включения продуктов ИИ в государства-платформы и интернет-площадки для функционального политического управления, демонстрируют высокий потенциал институционализации межгосударственных отношений по вопросам реализации совместных инициатив, программ и проектов, координирующих процессы цифровой трансформации в государственном управлении и повышении цифровой вовлеченности граждан в политическую жизнь. Координирующие эти направления надгосударственные структуры имеются в каждом макрорегионе, где присутствуют государства-члены БРИКС+, играющие значительную роль в организации сетевых взаимодействий по развитию как цифровой инфраструктуры, так и обеспечению кибербезопасности, подготовке кадров и повышению цифровой грамотности населения.