Кафедра физической электроники СПбПУ: становление и развитие Ленинградской-Петербургской научной школы
Введение. Научная школа — это исторически сложившаяся форма организации, где ключевыми аспектами выступают не только генерация научных идей, но и подготовка новых ученых для сохранения традиций, передачи знаний и обеспечения жизнеспособности науки как социально-исторической системы. Современная наука немыслима без организации и развития научных школ, представляющих собой организованные группы исследователей, которые создают и транслируют новые знания, обладают механизмом самовоспроизводства. Ярким примером научной школы в области естественных наук является кафедра физической электроники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ).
Материалы и методы. Теоретико-методологической основой исследования послужила теория коммуникативных процессов в науке и концепции научной школы. Для анализа использованы публикации и материалы диссертаций сотрудников кафедры физической электроники СПбПУ. Для идентификации и анализа кафедры как научной школы применялись следующие методы: системный, сравнительный, историко-генетический, историко-типологический, метод исторической периодизации, а также социологический подход, рассматривающий научную школу как социальный институт.
Результаты. Анализ деятельности кафедры физической электроники СПбПУ подтвердил ее высокий статус как признанной научной школы, имеющей авторитет как в России, так и за рубежом. Исследование показало, что на протяжении всей истории кафедру возглавляли авторитетные ученые (академик
Заключение. Организация и деятельность научной школы физической электроники СПбПУ обеспечивает подготовку первоклассных специалистов, демонстрирующих выдающиеся научные достижения, конкурентоспособных на международном уровне. Полученные результаты кафедры отчетливо отражают тенденции и закономерности развития данной научной школы. Сохранение и развитие ее богатого научного потенциала является необходимым условием для дальнейшего прогресса научных исследований в области физической электроники.