Развитие современных направлений молодежного волонтерства как расширение возможностей профессионально-личностного развития

Страны, народы и культуры
Авторы:
Аннотация:

Развитие волонтерской деятельности молодежи является одной из важных задач молодежной политики государства. Наряду с этим появляющиеся новые направления добровольческого участия создают горизонт перспектив для профессионально-личностного развития молодежи. Актуальность исследования мнений и ожиданий молодежи, ее готовности к активному включению в открывающиеся новые сферы приложения добровольчества обусловлена необходимостью учета мотивации молодежи, ее запросов и самооценки для создания условий развития данной сферы. Целью исследования является выяснение уровня информированности и определение приоритетов молодежи по отношению к направлениям волонтерства. На основе анализа вторичных данных и результатов социологических опросов были получены характеристики позиции молодежи по отношению к значимости волонтерства во всем разнообразии этой деятельности, реализуемой сегодня; сформирован выделенный в качестве приоритетного спектр привлекательных форм и направлений добровольчества; определены проблемные места. В исследовании применялись социологические методы онлайн-анкетирования, проводимые по случайной выборке респондентов из среды молодежи, активное участие в опросе приняли студенты СПбПУ.
Полученные результаты позволили определить, что наряду с традиционными волонтерскими практиками, связанными с оказанием социальной помощи, молодежь привлекают возможности развития своих коммуникационных и управленческих навыков в рамках событийного, культурного, экологического и цифрового волонтерства. Также претерпевает изменение мотивационная сторона, в ней более отчетливо звучит прагматический мотив приобретения актуальных навыков и компетенций, востребованных в современных экономических отношениях и требованиях сферы занятости. Полученные в ходе исследования выводы имеют значение для совершенствования социологического изучения молодежи, ее новых характеристик как субъекта на рынке труда, а также в развитии добровольческих практик в процессе обучения в образовательных организациях с целью получения молодежью актуальных профессиональных и личностных навыков в рамках освоения образовательных программ для усиления результативности и качества подготовки специалистов в соответствии с новым критериями профессионального отбора.