Открытые списки избирателей как гарантия равного избирательного права и отсутствия искажений результатов выборов: опыт государств-участников СНГ

Общество и политика
Авторы:
Аннотация:

В статье дана конституционно-правовая и организационно-техническая оценка концепции открытых списков избирателей в рамках национальных законодательств государств-участников СНГ, а также рассмотрены вопросы ее практической реализации. Проанализированы теоретические и практические возражения против открытия списков избирателей в Российской Федерации. В качестве двух ключевых аспектов реализации принципа равного избирательного права автор рассматривает исключение «двойного счета» избирателей, обладающих активным избирательным правом, и исключение возможности голосовать за избирателей для различных третьих лиц. И то, и другое требует тщательной проработки нормативной и организационно-технической базы в отношении списков избирателей: их составления, уточнения, внесения изменений, ознакомления с ними для всех участников избирательного процесса. Рассмотрены последние законодательные изменения в Армении, предусматривающие публикацию подписанных списков избирателей в сети «Интернет», а также более устоявшаяся практика открытых электронных списков и биометрической идентификации избирателей в Кыргызстане. Этой практике сопоставлены вопросы, возникающие при реализации механизма «Мобильный избиратель», и иные проблемы обеспечения принципа равного избирательного права в Российской Федерации. Автор обосновывает позицию о приоритете норм законодательства о выборах и референдумах по отношению к законодательству о персональных данных и приходит к выводу о необходимости распространения успешного опыта Армении и Кыргызстана на другие государства-участники СНГ, включая Российскую Федерацию. В качестве выводов сформулированы предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, предусматривающие полное открытие списков избирателей как до, так и после дня голосования с возможностью массовой автоматизированной обработки данных. Предложено упростить и полностью автоматизировать механизм «Мобильный избиратель», исключив из этого процесса риск человеческого фактора.