«Мы ведь должны и будем летать выше, дальше и быстрее всех»: авиация в советском кинематографе 1920–1930-х гг.

Авторы:
Аннотация:

Как кино, так и авиация являлись объектами пристальной заботы большевистской власти. Популярность, востребованность и сравнительная доступность кино не могли не привлечь к нему внимание в качестве средства агитации, политического и культурного воспитания населения, в том числе и неграмотного, а авиация была символом «технологического возвышенного» и условием успешной защиты страны от врагов. Целью настоящей статьи является рассмотрение значения кино в формирования советского авиационного дискурса в 1920–1930-е гг. Для ее решения были выявлены основные причины обращения к авиации в раннесоветском кино, проанализированы особенности ее использования и презентации, дана оценка роли кино в трансформации ее образа. Основную источниковую базу составили произведения киноиндустрии, непосредственно посвященные покорению неба и тем, благодаря кому оно стало возможным – пилотам, конструкторам и пр., а также материалы о картинах, публиковавшиеся в советской периодике. Методологические ориентиры исследования связаны с концепцией социального конструирований технологий (SCOT, social construction of technology), предложенной В. Бийкером и Т. Пинчем. Также при подготовке статьи было проведено обращение к методам исследования визуальной культуры, в частности, принципам, разработанными в рамках культурных исследований (cultural studies), которые предполагают внимание к специфике технологических медиаторов изображений, социокультурному контексту производства и потребления изображения, конструированию идеологических культурных и социальных моделей. Результаты исследования показали, что советская кинопромышленность стремилась органично адаптировать свою продукцию под общий авиационный дискурс, максимально освещая различные вопросы авиации. Кино было призвано решить сразу несколько задач: создать привлекательный образ авиации, мобилизовывать население на участие в строительстве воздушного флота, героизировать и идеализировать тех, кто связан с авиацией – летчиков и авиаконструкторов. Отдельно стоит отметить большое число женщин-летчиц в кино раннесоветского периода, что должно было стать очевидным символом гендерного равноправия. Также выделяется отдельный пласт кинолент и мультипликационных фильмов, ориентированных на детскую аудиторию, целью которых являлось привлечение к теме покорения неба, пропаганда моделизма и распространение технических знаний. Все это способствовало ликвидации авиационной безграмотности, интеграции авиации в повседневность, конструированию ее понимания массами как залога и символа прекрасного коммунистического будущего.