Отечественный ледокольный флот для освоения Северного морского пути

Авторы:
Аннотация:

В данной статье рассмотрены основные этапы развития ледокольного флота России. Рассмотрена история освоения Северного морского пути (СМП). С каждым годом объем грузопотока по СМП возрастает. Следовательно, растет потребность в ледокольном флоте. Ключевую роль играет атомный ледокол. Данный тип ледоколов остается незаменимым в Арктике с середины прошлого века, когда на воду был спущен первый в Мире атомный ледокол «Ленин». После, была введена в строй целая серия атомных ледоколов типа «Арктика», состоящая из 6 ледоколов, последний из которых спущен на воду в 2008 году («50 лет победы»). Так же параллельно было построено 2 атомных ледокола в кооперации с Финляндией в конце 80-х, начале 90-х годов («Таймыр», «Вайгач»). Максимальный показатель грузооборота СМП пришелся как раз на это время. В наше время атомные ледоколы выводятся из эксплуатации, и на данный момент в строю находится 4 атомных ледокола, плюс один в резерве. Через десять лет эта количество уменьшится вдвое. В связи с этим было принято решение строить новую серию атомных ледоколов проекта 22220, состоящую из 3 ледоколов. Первый ледокол планируется спустить в 2018 году. Но, учитывая, что с увеличением грузопотока растет и размер транспортных судов, размеры ледоколов тоже придется увеличить. С этой целью идет разработка проекта «Лидер», который будет иметь ширину около 50 метров и суммарную мощность 120 МВт. Данный проект позволит проводит суда дедвейтом более 100000 т. и более.