Индо-Тихоокеанская Азия во внешней политике Японии в XXI веке

Международные отношения
Авторы:
Аннотация:

В статье предлагается рассмотреть результаты исследования роли Индо-Тихоокеанского региона (далее ИТР) в современной внешней политике Японии и проанализировать процесс развития и возможные векторы дальнейших изменений в японской внешнеполитической доктрине в регионе. Актуальность данной тематики обусловлена как заинтересованностью Российской Федерации в развитии отношении со странами Азии и ИТР, так и международными политическими процессами, происходящими в регионе и оказывающими влияние как внутри, так и вовне его. В основе исследования лежит системный подход, концепции неофункционализма и структурной взаимозависимости. В целях корректного прогнозирования потенциальных изменений в исследуемом объекте частично используется методология «foresight». Новизна исследования заключается во введении в научный оборот новых источников по тематикам, связанным с внешней политикой Японии, а также в определении векторов дальнейшего развития стратегии Японии в ИТР. В результате исследования выявлено, что концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» (англ. FOIP) является ключевым вектором внешней политики Японии, направленным на укрепление и расширение её влияния в регионе. Концепция представляет собой многосторонний внешнеполитический подход, который включает в себя развитие сотрудничества с различными странами и региональными организациями, укрепление торговых связей и культурного обмена, а также продвижение общих ценностей и стандартов. Направленная на создание зоны безопасности, стабильности и экономического процветания в ИТР, концепция «Свободного и Открытого Индо-Тихоокеанского региона» отражает долгосрочную стратегию Японии по поддержанию регионального миропорядка, выгодного стране. Исследование показало, что FOIP опирается на использовании доступных инструментов внешней политики, таких как двусторонние и многосторонние соглашения, форумы и форматы диалога, а также минилатеральные соглашения с небольшим количеством региональных акторов в целях поиска взаимовыгодных решений для современных вызовов, в т. ч. в случаях, когда интересы государств-партнёров имеют значительные расхождения.