Система городского самоуправления в Семиреченской области Российской империи (конец XIX – начало XX в.)
Введение всесословных выборных институтов городского самоуправления в лице Городской думы и Управы по итогам городской реформы 1870 г. отвечало логике модернизационного процесса в Российской империи. Вместе с тем, для национальных областей Российской империи, где действовал особый порядок администрирования, применялся ограничительный режим распространения и применения общеимперских законодательных норм с учетом местной специфики. Развитие институтов городского самоуправления в Семиреченской области, которая с 1867 г. попеременно входила то в состав Туркестанского края, то Степного края, показательно для анализа подходов центральных и региональных политических элит по вопросу привлечения «городских обывателей» к управлению на локальном уровне. Автор ставит цель рассмотреть принципы организации и особенности правового статуса институтов городского самоуправления в Семиреченской области, прежде всего, в г. Верный, оценить вклад Городской Думы в модернизацию городской среды. Пребывание в составе Степного края с 1882 по 1899 г. привело к тому, что система городского самоуправления области была приведена в соответствие с общеимперскими нормами по Городовому положению 1892 г., и с возвращением области в состав Туркестанского края была сохранена. Эффективность работы Городской Думы и Управы по развитию города снижал скромный городской бюджет и отсутствие экономических факторов для его роста, дефицит городской земли из-за конфликта интересов с казачеством. Тем не менее, при всех имеющихся сложностях, городское самоуправление г. Верного выполняло отведенную ему функцию в системе государственного администрирования – решение вопросов текущего повседневного жизнеобеспечения населения на локальном уровне, которые для областной и краевой администрации, тем более на окраинах империи, были не в числе приоритетных. Не случайно во время ревизии Туркестанского края в 1908-1909 гг. сенатор К. Пален, сравнив опыт общественного городского управления в Семиречье и прямое управление местной администрации в других городах Туркестана, признал ее более результативной и рекомендовал распространить опыт на другие города края.