Роль образовательных учреждений в реализации целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций в России

Страны, народы и культуры
Авторы:
Аннотация:

В предлагаемом исследовании анализируется деятельность университетов Российской Федерации, направленная на достижение целей устойчивого развития ООН. Рассматривается опыт в области устойчивого развития, накопленный Россией и ее партнерами посредством слаженной работы, в том числе на базе образовательных учреждений. Учитывается деятельность не только столичных вузов, но и университетов, находящихся в регионах России. Подчеркивается, что образовательные учреждения имеют большое значение в контексте достижения целей устойчивого развития (далее ЦУР). Такие университеты являются субъектами ЦУР-4 (Качественное образование), тесно связанной со многими другими пунктами проекта. При этом университеты рассматриваются как центры координации внутренней и международной деятельности в рамках достижения ЦУР ООН, что не только косвенно влияет на сформулированные цели, но и представляет собой отдельную Цель 17 (Партнерство ради целей). В статье обозначены текущие проблемы и перспективы реализации целей устойчивого развития ООН в Российской Федерации и ее странах-партнерах, в том числе посредством сотрудничества в сфере образования. Было выявлено, что российские вузы ведут деятельность в контексте ЦУР как минимум по четырем направлениям, к которым можно отнести образовательную работу, экологическую деятельность, волонтерство, а также международное сотрудничество. Установлено, что даже в условиях санкционной политики российские вузы не находятся в академической изоляции, а ищут новые возможности трансграничной кооперации со странами ближнего и дальнего зарубежья. Новизна исследования отражается в следующих пунктах: рассматривается деятельность не только ведущих университетов, но и находящихся в отдаленных регионах страны; работа по реализации ЦУР изучается комплексно; учитываются современные геополитические реалии.