Перспективы реализации Пакта Рериха на территории государств–членов СНГ

Общество и политика
Авторы:
Аннотация:

В кругу современных глобальных проблем и с учетом геополитических изменений XXI века, ориентированных на передел устоявшегося миропорядка с помощью применения военной силы и межнациональных столкновений, в повестку дня международного права включен поиск новых решений по сбережению объектов, составляющих сокровище национальной и мировой культуры. В этой связи, апеллирование к предметному полю защиты историко-культурного наследия каждой нации в отдельности и общечеловеческого масштаба в целом, представляется чрезвычайно важной и, несомненно, актуальной задачей научного исследования. Указанное имеет прочное сопряжение с необходимостью проведения более углубленного изучения массива организационных и правовых инструментов, нацеленных на обеспечение сохранности памятников культуры. В аккумулированном виде инструментарий решения ряда задач охранительного порядка в отношении объектов культуры представлен в Пакте Рериха, многие положения которого в дальнейшем получили свое развитие в Гаагской конвенции 1954 года. На региональном уровне актуальность обращения к теме сохранения объектов историко-культурного наследия предопределяется процессом центробежного движения отдельных государств, образованных на территории бывшего единого союзного государства (СССР) и продвигающихся в соответствии с национальными доктринами о национальном суверенитете по пути укрепления своей идентичности. Указанное обстоятельство свидетельствует о целесообразности включения в повестку дня вопроса о перспективе адаптации положений Пакта Рериха на территории государств-членов СНГ к современному состоянию их межгосударственного взаимодействия, что корреспондирует решению задачи по обеспечению гарантии для поддержания в надлежащем виде объектов историко-культурного наследия, созданных в том числе совместным трудом различных представителей из числа многонационального советского народа. По нашему мнению, переосмысление отмеченной проблемы подчеркивает новизну представленного исследования и свидетельствует об особой значимости практического задействования многогранной области международного гуманитарного права, обращенного к выявлению эвентуальных «точек соприкосновения» между различными государствами-членами СНГ, в части обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия.