Образ Арктики в современных русскоязычных средствах массовой информации

Международные отношения
Авторы:
Аннотация:

В статье представлен обзор научных публикаций о тематическом разнообразии и концептуальном содержании текстов русскоязычных СМИ об Арктике; перечислены смысловые доминанты и определена специфика их языкового выражения в текстах о данном регионе. Список ранее осмысленных исследователями тематических доминант дополнен одной, касающейся необходимости приложения интеллектуальных ресурсов и креативности в отношении процесса освоения Арктики. Перечисляются лексические единицы, актуализирующие данную проблематику. Выявляются отдельные метафоры и метафорические модели, представляющие образ Арктики в СМИ (антропоморфная, социоморфная, природоморфная, артефактная); подробнее описывается гастрономическая метафорическая модель (представлена выражениями: «арктический пирог», «откусить кусок пожирнее / побольше / послаще от арктического пирога» и под.), анализируются актуальные для модели языковые единицы (предикатные и атрибутивные), отмечаются некоторые дополнительные типовые ситуации, связанные с гастрономической метафорой в тематическом поле «Освоение Арктики» (не сводить жадных глаз с арктического пирога, тянуть руки к арктическому пирогу, текут слюни при виде арктического пирога, мимо рта пронесли). Применение лингвистических методов исследования (контекстуального, концептуального, пропозиционального анализа, а также метода когнитивного моделирования) позволило прийти к выводу об актуализации в СМИ двух оценочных векторов: векторов гуманного, бережного, разумного и креативного отношения к Арктике - с одной стороны, прагматического, потребительского - с другой.