Развитие системы образования в районах Крайнего Севера на основе комплекса региональных индикаторов

Авторы:
Аннотация:

Статья посвящена развитию системы образования в районах Крайнего Севера Северо-Западного федерального округа на основе комплекса региональных индикаторов (КРИ). Основной проблемой регионов Арктической зоны и Крайнего Севера является недостаточный уровень общего образования, как начального и среднего, так и средне-специального и высшего. Тенденция закрытия учебных заведений с каждым годом проявляется все отчетливей. Это отражается, в первую очередь, на учениках, абитуриентах и студентах. Так, на уровне школы долгий, а иногда и непреодолимый самостоятельно учеником транспортный путь до учебного заведения является одной из основных проблем, решением которой на ряде территорий Крайнего Севера сегодня являются кочевые школы, которые далеко не в полной мере представляют ученику школьные азы знаний. Очевидным является и тот факт, что потенциальные сотрудники более привлекательны для работодателей в определенных сферах деятельности в случае наличия высшего образования, которое способствует, как минимум, лучшему карьерному росту и обеспечивает работника более высоким уровнем профессиональных знаний и умений. В свою очередь, ряд сотрудников должны обладать профессиональными навыками, которые можно получить в средне-специальных образовательных учреждениях. Но как получить таких профессиональных
сотрудников, если система образования находится в колоссальном упадке и, начиная еще с детского возраста, человек просто не имеет возможности получить должное хотя бы начальное образование. Север богат минерально-сырьевой базой, которую следует изучать непосредственно на месте и это должно быть позволено на уровне среднего и высшего профессионального образования. Иначе, «утечка» мозгов и потеря человеческого капитала может привести к «гибели» огромных территорий. Поэтому, нужно создать такую образовательную систему, которая бы позволила сохранять и преумножать человеческий капитал территорий Крайнего Севера, а жители не стремились бы искать образовательных альтернатив за его пределами. Решением данной проблемы может стать формирование КРИ, который учитывает влияние как экономических, так и социально-политических факторов.