Сотрудничество Канады и АСЕАН в Индо-Тихоокеанском регионе: нормализация повестки или новая эскалация?

Международные отношения
Авторы:
Аннотация:

Настоящее исследование посвящено анализу новой вехи процессов регионализации Индо-Тихоокеанского региона. На основе Индо-Тихоокеанской стратегии Канады 2022 г. и соответствующих форм межрегионального сотрудничества обсуждаются новые перспективы закрепления стратегии сдерживания растущей военной и экономической мощи Китайский Народной Республики в Азии с учетом интересов стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, дается оценка последствий и вновь обозначенных рисков, в том числе, для Российской Федерации. Целью настоящего исследования является определение влияния включения Канады в процессы регионализации Индо-Тихоокеанского региона на региональные интеграционные процессы стран АСЕАН в 2020-е гг. Методологическая основа настоящего исследования основана на общенаучных методах (системный анализ, прогнозирование (методология ARIMA), контент-анализ документов), а также политологических методах, которые применяются в исследованиях международных отношений, посвященных региональным комплексам безопасности. В результате исследования определено, что Канада воспринимает АСЕАН как центр архитектуры региональной безопасности в ИТР, как следствие, Канада берет на себя новые обязательства в области безопасности перед АСЕАН (что приводит к еще большему росту военных расходов в регионе). Установлены благоприятные для регионального интеграционного развития Юго-Восточной Азии новые формы межрегионального сотрудничества АСЕАН и Канады. Получены следующие выводы: 1. Межрегиональное сотрудничество Канады и стран АСЕАН в ИТР может привести к снижению влияния некоторых рисков, возникших вследствие имплементации АСЕАН своего Индо-Тихоокеанского видения 2019 г., в частности рисков роста диспропорции в уровне развития стран АСЕАН, а также размывания «асеаноцентричности» региональных институтов в Азии. Однако продолжающиеся закрепление во внешнеполитическом курсе стран концепции Индо-Пацифики приводит к углублению водораздела Азии на Запад и их союзников и КНР. 2. Уровень доверия в Азии продолжает сокращаться (рост военных расходов), расширяются географический контур Индо-Тихоокеанского региона (включение Канады) и региональная повестка по безопасности (появление в дискурсе вопросов Арктики), существуют перспективы расширения военных блоков (например, AUKUS-CAUKUS) – все это свидетельствует о возрастающей роли Индо-Тихоокеанского региона во внешнеполитическом курсе стран Запада.